Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. В навигации 1966 года ледокольную флотилию в Западном районе возгла вил новый ледокол «Киев» (типа «Москва»), «Ленинград» вслед за «Москвой» был передан Дальневосточному пароходству. Ослаблены были наши силы и тем, что атомоход «Ленин» ушел на переоборудование. Приходится признать, что адмирал Рикковер, «инспектирующий» пост ройку «Ленина», во многом оказался прав: наша первая установка оказалась далека от совершенства. Через год после начала эксплуатации вышли из строя два из шести парогенераторов. При их замене выяснилось, что и тут Рикко вер «как в воду глядел». Замена оказалась сопряжена с большими трудозат ратами. Горизонтальные циркуляционные насосы первого контура также до ставили немало хлопот, иногда приходилось менять их даже во время навига ции. Первая атомная установка не отработала полностью срока, на который она была спроектирована. Но страна не оставила своего первенца ржаветь у причала. Проектные ин ституты и заводы, строившие ледокол, в рекордные сроки разработали и созда ли новую атомную судовую установку, начавшую работать уже в 1970 году. При ее проектировании был учтен опыт эксплуатации первой установки ледокола, опыт эксплуатации аналогичных военно-морских установок и зарубежный опыт в этой области техники. В 1966 году ледовая обстановка в Арктике была исключительно тяжёлая. «Ленин» все еще находился в ремонте, и пришлось вызывать поддержку: из Восточного района Арктики прибыл «Ленинград». С его помощью наши ле доколы провели во льдах даже больше судов, нежели в прошлом году. В нави гацию 1966 года пассажирский теплоход «Вацлав Боровский» открыл пер вую арктическую круизную линию по маршруту Архангельск—Соловки— Диксон—Игарка—Воронцово—Дудинка—Вайгач—Мурманск. Туристы из разных городов нашей страны увидели Арктику с борта комфортабельного лайнера. В следующем году привлекательность этого круиза была еще усилена посе щением Земли Франца-Иосифа. Об этом рейсе вспоминает капитан «Воров ского» М. Г. Каск. «7 сентября в 19-00 взяли курс к ЗФИ. На борту 230 туристов в возрасте от 18 до 81 года из 42 городов Советского Союза, но большинство —из Москвы. До острова Хейса дошли за 40 часов. Там трехсуточная рейдовая стоянка. Ма шина в постоянной готовности. Приходится периодически сниматься с якоря, чтобы уберечь бронзовые винты от надвигающихся громадных льдин. Турис ты в восхищении. Яркое солнце освещает снежные вершины гор. Воздух неописуемой чистоты и прозрачности. На Хейсе полярный день. Утром следу ющего дня туристы на судовых вельботах были доставлены на берег, где позна комились с полярниками. Тех было 102 человека, из них два француза. Поляр ники рассказали о своей работе, о быте, а потом всех желающих на вездеходах доставили на вершину ледника —на высоту 236 м. Там туристы подняли свой 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz