Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. В навигации 1966 года ледокольную флотилию в Западном районе возгла­ вил новый ледокол «Киев» (типа «Москва»), «Ленинград» вслед за «Москвой» был передан Дальневосточному пароходству. Ослаблены были наши силы и тем, что атомоход «Ленин» ушел на переоборудование. Приходится признать, что адмирал Рикковер, «инспектирующий» пост­ ройку «Ленина», во многом оказался прав: наша первая установка оказалась далека от совершенства. Через год после начала эксплуатации вышли из строя два из шести парогенераторов. При их замене выяснилось, что и тут Рикко­ вер «как в воду глядел». Замена оказалась сопряжена с большими трудозат­ ратами. Горизонтальные циркуляционные насосы первого контура также до­ ставили немало хлопот, иногда приходилось менять их даже во время навига­ ции. Первая атомная установка не отработала полностью срока, на который она была спроектирована. Но страна не оставила своего первенца ржаветь у причала. Проектные ин­ ституты и заводы, строившие ледокол, в рекордные сроки разработали и созда­ ли новую атомную судовую установку, начавшую работать уже в 1970 году. При ее проектировании был учтен опыт эксплуатации первой установки ледокола, опыт эксплуатации аналогичных военно-морских установок и зарубежный опыт в этой области техники. В 1966 году ледовая обстановка в Арктике была исключительно тяжёлая. «Ленин» все еще находился в ремонте, и пришлось вызывать поддержку: из Восточного района Арктики прибыл «Ленинград». С его помощью наши ле­ доколы провели во льдах даже больше судов, нежели в прошлом году. В нави­ гацию 1966 года пассажирский теплоход «Вацлав Боровский» открыл пер­ вую арктическую круизную линию по маршруту Архангельск—Соловки— Диксон—Игарка—Воронцово—Дудинка—Вайгач—Мурманск. Туристы из разных городов нашей страны увидели Арктику с борта комфортабельного лайнера. В следующем году привлекательность этого круиза была еще усилена посе­ щением Земли Франца-Иосифа. Об этом рейсе вспоминает капитан «Воров­ ского» М. Г. Каск. «7 сентября в 19-00 взяли курс к ЗФИ. На борту 230 туристов в возрасте от 18 до 81 года из 42 городов Советского Союза, но большинство —из Москвы. До острова Хейса дошли за 40 часов. Там трехсуточная рейдовая стоянка. Ма­ шина в постоянной готовности. Приходится периодически сниматься с якоря, чтобы уберечь бронзовые винты от надвигающихся громадных льдин. Турис­ ты в восхищении. Яркое солнце освещает снежные вершины гор. Воздух неописуемой чистоты и прозрачности. На Хейсе полярный день. Утром следу­ ющего дня туристы на судовых вельботах были доставлены на берег, где позна­ комились с полярниками. Тех было 102 человека, из них два француза. Поляр­ ники рассказали о своей работе, о быте, а потом всех желающих на вездеходах доставили на вершину ледника —на высоту 236 м. Там туристы подняли свой 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz