Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. ходств работают на “магистральных” перевозках, то есть между портами: Ленинград, Мурманск, Архангельск —порты Арктики. Конечно, для них и работа в Арктике вполне рентабельна. Можно с уверенностью сказать, что если перевозками в Западном районе Арктики занималось бы только наше Управление, то от этого выиграли бы все, и в первую очередь государство. Суда других пароходств не отвлекались бы от загранперевозок, и специализация УА и ЛФ действительно дала бы все те вы­ годы, которые можно из нее извлечь. Арктические перевозки стали бы для на­ шего Управления рентабельными в целом» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 669). А под самый занавес года пароходством, то бишь теперь уже Управлением, была открыта новая линия, знаменитая Арктик-лайн, о работе которой мы под­ робнее расскажем в следующей главе. Вообще говоря, к этому времени мур­ манский транспортный флот значительно расширил свою «географию». Если в 1955 году суда пароходства побывали в 46 иностранных портах, то в 1964-м они работали уже в 124-х. А вот и житейский штришок того времени, глядя на который мы уже впра­ ве улыбнуться. На очередном заседании партийно-хозяйственного актива 2 марта 1964 года в выступлении нового начальника Управления Ю. Г. Левина прозвучали такие слова: «Всё еще не изжита “ковровая болезнь” среди отдель­ ных моряков нашего пароходства. Только в скупочный и комиссионный мага­ зины города Мурманска сдано нашими моряками в 1962—1963 гг. 1470 ковро­ вых изделий на сумму 147 тыс. руб.» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 661). Да, был у моряков загранплавания такой ручеек приработка. Криминала в нем не усматривалось, но политические идеалы того времени вступали с этим ручейком в идеологическое противоречие. А ведь, казалось бы, так просто было от противоречия избавиться: взять да и наладить в нашей великой стране про­ изводство этих немудреных ковров машинной выделки. Нет, не получалось. Советский промышленный комплекс был нацелен на решение более глобаль­ ных задач. Но вообще-то житейская обстановка заметно улучшалась. Много строили, в том числе и жилья для моряков. В том же году вступил в строй очередной новый пароходский детсадик, седьмой по счету. Ему присвоили уже не только номер, но и имя —«Ромашка». Получили имена и шесть прежних: «Чайка», «Березка», «Светлячок», «Фиалка», «Ландыш», «Снежинка». 1 октября 1964 года было учреждено Мурманское бассейновое ЖКУ —жилищно-комму­ нальное управление, объединившее жилищно-коммунальные отделы порта, СРЗ и пароходства. В ЖКУ вошел весь жилфонд, общежития, гостиница «Моряк», клуб моряков, механическая прачечная, детские учреждения и все прочие здания и сооружения, числящиеся на балансе прежних ЖКО. Всё это довольно обширное хозяйство было сведено в одни управленческие руки. Арктическую навигацию 1965 года открыли «Лена» и «Обь». Они уже 5 июня вышли из Архангельска к высокоширотным полярным станциям, стре­ мясь пораньше произвести выгрузку снабжения на береговой припай, способ, оправдавший себя экономически, да и заметно облегчающий каторжный труд экипажа. 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz