Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН сыграли решающую роль в подготовке экипажа «Ленина» к безаварийной гра­ мотной эксплуатации судна. В 1964 году, на закате хрущевского правления, Мурманское пароходство подверглось еще одной реорганизации, на сей раз заведомо неудачной, трудно­ объяснимой. МГМАП было слито с СГМП и стало Северным морским паро­ ходством (СМП) с местонахождением в Архангельске. А уже в составе СМП организовали Управление арктического и ледокольного флота (УА и ЛФ СМП), оставив его в Мурманске. Официально провозглашенной целью новой управленческой конфигурации было, разумеется, «улучшение управления мор­ ским транспортом в Северном бассейне, повышение оперативности в работе». Но слияние двух довольно разнородных предприятий, передача Мурманского пароходства под начало Северному, сосредоточенному к тому времени в основ­ ном на вывозке экспортной древесины, лишь породило дополнительные управ­ ленческие сложности, серьезно затруднив оперативное руководство флотом. Впрочем, основные направления работы УА и ЛФ, несмотря на реоргани­ зацию, фактически не изменились. Во-первых, перевозка грузов в порты, по­ лярные станции и прочие пункты Западного района Арктики, включая высо­ коширотные, труднодоступные. По-прежнему самую тяжелую, самую ответ­ ственную работу выполняли здесь именно мурманские суда. Во-вторых, вывоз апатитового концентрата на экспорт. В-третьих, полное обеспечение перевозок по острову Шпицберген. Кроме того, перевозка каботажных грузов между пун­ ктами Кольского полуострова, пассажирские перевозки по всей Западной Арк­ тике и экспортно-импортные перевозки тем флотом, который освобождался от арктических походов и не был занят на вывозе апатитов, угля и пилоэкспорта. К тому же бывали и особые случаи, форс-мажор. Так во втором квартале 1964 года почти весь наш крупнотоннажный флот по категорическому указанию Главфлота был направлен на экспортно-импортные перевозки кубинского на­ правления. Арктическая навигация 1964 года, юбилейного (как-никак, пароходство работало уже четверть века), началась рано, 19 июня, снабженческими рейса­ ми. Выгружали по большей части прямо на припай, откуда затем груз транс­ портировался на берег. Такой способ повышал производительность выгрузки, но трещины во льду, протаявшие ямы, береговые полыньи усложняли и без того нелегкую работу людей и транспорта, заставляя наводить переправы. В эту навигацию с важными народнохозяйственными грузами для развива­ ющихся районов северо-востока страны прошло в прямом и обратном направ­ лении почти четыре сотни судов. Отлично поработали экипажи всех ледоко­ лов и транспортов. В три раза снизилась аварийность флота по сравнению с 1963 годом. Коллегия ММФ дала высокую оценку работе моряков-мурманчан. Но сами мурманчане в своем отчете за работу в 1964, юбилейном, году высказа­ ли следующее: «Все последние годы арктические перевозки осуществлялись судами нескольких пароходств, работающих каждое по своему плану. Как пра­ вило, самую тяжелую работу в Арктике выполняют мурманские суда. Это и основной завоз на полярные станции (более 80%), и вывоз с них бочкотары и разного груза, перевозки между полярными станциями. Суда же других паро- 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz