Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН сыграли решающую роль в подготовке экипажа «Ленина» к безаварийной гра мотной эксплуатации судна. В 1964 году, на закате хрущевского правления, Мурманское пароходство подверглось еще одной реорганизации, на сей раз заведомо неудачной, трудно объяснимой. МГМАП было слито с СГМП и стало Северным морским паро ходством (СМП) с местонахождением в Архангельске. А уже в составе СМП организовали Управление арктического и ледокольного флота (УА и ЛФ СМП), оставив его в Мурманске. Официально провозглашенной целью новой управленческой конфигурации было, разумеется, «улучшение управления мор ским транспортом в Северном бассейне, повышение оперативности в работе». Но слияние двух довольно разнородных предприятий, передача Мурманского пароходства под начало Северному, сосредоточенному к тому времени в основ ном на вывозке экспортной древесины, лишь породило дополнительные управ ленческие сложности, серьезно затруднив оперативное руководство флотом. Впрочем, основные направления работы УА и ЛФ, несмотря на реоргани зацию, фактически не изменились. Во-первых, перевозка грузов в порты, по лярные станции и прочие пункты Западного района Арктики, включая высо коширотные, труднодоступные. По-прежнему самую тяжелую, самую ответ ственную работу выполняли здесь именно мурманские суда. Во-вторых, вывоз апатитового концентрата на экспорт. В-третьих, полное обеспечение перевозок по острову Шпицберген. Кроме того, перевозка каботажных грузов между пун ктами Кольского полуострова, пассажирские перевозки по всей Западной Арк тике и экспортно-импортные перевозки тем флотом, который освобождался от арктических походов и не был занят на вывозе апатитов, угля и пилоэкспорта. К тому же бывали и особые случаи, форс-мажор. Так во втором квартале 1964 года почти весь наш крупнотоннажный флот по категорическому указанию Главфлота был направлен на экспортно-импортные перевозки кубинского на правления. Арктическая навигация 1964 года, юбилейного (как-никак, пароходство работало уже четверть века), началась рано, 19 июня, снабженческими рейса ми. Выгружали по большей части прямо на припай, откуда затем груз транс портировался на берег. Такой способ повышал производительность выгрузки, но трещины во льду, протаявшие ямы, береговые полыньи усложняли и без того нелегкую работу людей и транспорта, заставляя наводить переправы. В эту навигацию с важными народнохозяйственными грузами для развива ющихся районов северо-востока страны прошло в прямом и обратном направ лении почти четыре сотни судов. Отлично поработали экипажи всех ледоко лов и транспортов. В три раза снизилась аварийность флота по сравнению с 1963 годом. Коллегия ММФ дала высокую оценку работе моряков-мурманчан. Но сами мурманчане в своем отчете за работу в 1964, юбилейном, году высказа ли следующее: «Все последние годы арктические перевозки осуществлялись судами нескольких пароходств, работающих каждое по своему плану. Как пра вило, самую тяжелую работу в Арктике выполняют мурманские суда. Это и основной завоз на полярные станции (более 80%), и вывоз с них бочкотары и разного груза, перевозки между полярными станциями. Суда же других паро- 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz