Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. еще при С. О. Макарове. Да и все мурманчане считали его своим кораблем. Мно­ го обращений было подписано, много копий сломано в борьбе за то, чтобы сохра­ нить знаменитую арктическую реликвию, и все-таки отстоять судно не удалось. Остался памятник, «пристроенный» к Мурманскому областному краеведче­ скому музею, сооруженный в 1965 году по проекту архитектора Н. П. Быстря- кова и благодаря инициативе пароходства и общественности Мурманска. А в 1963 году высшей награды Родины удостоились еще два труженика Мурманского пароходства. Героями Социалистического Труда стали капи­ тан дизель-электрохода «Индигирка» Андрей Федорович Пинежанинов и главный инженер-механик атомного ледокола «Ленин» Александр Калино- вич Следзюк. Это были действительно заслуженные награды. Экипаж «Индигирки» под руководством Пинежанинова выступил инициатором соревнования коллекти­ вов ММФ за звание экипажа коммунистического труда и первым завоевал его в 1959 году. К тому же в 1962 году он первым среди транспортов этого типа добился рентабельной работы. А Следзюк участвовал в постройке небывалого ледокола и стал первопроходцем в освоении сложнейшего оборудования пер­ венца атомного судостроения. Творческая мысль, высочайшая инженерная, да и просто человеческая, нравственная квалификация Александра Калиновича ПИНЕЖАНИНОВ Андрей Федорович (1910-1997). Герой Социалистического Труда (1963), почетный работник морского фло­ та, капитан дальнего плавания. С 1930 г. ходил на судах Северной гидрографической экспедиции. В 1934 г. окончил Архангельский морской техникум. В 1934— 1936 гг. служил на подводных лодках Балтийского флота. В 1937— 1946 гг. — помощник капитана на ледокольных судах Архангельского пароходства. С 1946 г. — капитан судов. В 1955 и 1956 гг. участвовал в Первой советской антаркти ческой экспедиции на дизель-электроходе «Обь». С 1957 г. — капитан дизель-электрохода «Индигирка». В 1966 г. первым из советских капитанов завоевал почетный канадский приз «Золотая трость». Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени. С 1969 г. — на пенсии. Умер и похоронен в Архангельске. СЛЕДЗЮК Александр Калинович (1919-1985). Герой Социалистического Труда (1963), кандидат технических наук (1969). Родился в Одессе. Окончил Одесский морской техникум (1939), Одес­ ское высшее инженерное морское училище (1960). В Черноморском пароходстве прошел путь от четвертого до старшего механика и началь­ ника технического отдела пароходства. Участник Великой Отечественной войны. С 1959 г. — в Мурманске. Главный инженер-механик первого в мире атомного ледокола «Ленин» со времени его строительства. С 1966-го по 1978 гг. — в Ленинграде, руководитель группы технического над­ зора за проектированием и строительством атомных ледоколов. В 1978— 1985 гг. — главный инженер-механик атомного ледокола «Сибирь». Умер и похоронен в Одессе. Его именем назван танкер Мурманского морского пароходства. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz