Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. На этом московская проводка закончилась. А вскоре радист приносит ра диограмму: “д /э “Ангаргэс” попал в жестокий шторм и капитан В. Ф. Цируль волной смыт за борт”. Это был тот самый район, куда нас направляла Москва. А мы по 24-й параллели дошли до Кубы под ярким солнцем при абсолютном штиле. Во втором рейсе на Кубу мы везли вьетнамских подростков 14—15 лет для трехлетнего обучения. Наверное, учить их там собирались специальным дис циплинам, не общеобразовательным. А обратно во всех трех рейсах “Вацлав Воровский” вез личный состав советских войск и кубинский ром». В 1962 году в Мурманске начал трудиться новый мощный ледокол «Ленин град», но общая мощность нашего ледокольного флота от этого не прибавилась, поскольку однотипный ледокол «Москва» был передан в Дальневосточное па роходство. А ледовая обстановка в том году сложилась на редкость неблаго приятная. Арктика в очередной раз «огрызнулась» И хотя самоотверженный труд моряков, портовиков, гидрологов, летчиков, связистов позволил выполнить все основные завозы, увеличились зато по сравнению с обычными и ледовые повреждения судов. Хорошо еще, что за повреждения такого рода в руководя щих верхах не особенно взыскивали, обходились без «оргвыводов», списывали потери на особую обстановку. Говорят, такое понимание, такое отношение выра боталось еще в 30-х годах. Когда Сталин узнал о гибели «Челюскина», он, якобы, сам успокоил докладывающих, белых от страха: «Чего трясётесь? В Арктике всякое бывает...» В 1963 году обстановка оказалась того хуже. Карское море всю первую по ловину навигации было заполнено неприступно тяжелыми льдами. Первые транспортные суда смогли добраться до портов Енисея только во второй поло вине августа. Двухлетними сплоченными льдами в течение всей навигации ос тавалось заполненным море Лаптевых. Естественный взлом ледяного припая в проливе Вилькицкого так и не состоялся. Приходилось проводить суда при брежным мелководным путем с риском посадки на мель. Надвинувшиеся с се вера льды вполне могли выжать суда на берег. Основная тяжесть по обеспечению арктической навигации легла на эки пажи ледоколов «Ленин» (капитан Б. М. Соколов) и «Ленинград» (капитан В. А. Голохвастов). Снабженческие рейсы выполняли электроходы «Индигир ка» и «Лена», чьи экипажи самостоятельно вели выгрузку по сути в зимних условиях, неимоверными усилиями добиваясь производительности более 450 тонн в сутки с каждого судна. В 1963 году начальником пароходства стал Ю. Г. Левин. В том же году совершил свое последнее плавание ордена Ленина ледокол «Ермак», историче ский флагман не только русского, но и мирового ледокольного флота. Имя этому кораблю было дано лично императором Николаем II и оно буквально слилось с ледоколом, потому что ответило его первопроходческой сущности. После рево люции, в 1918 году, ледокол переименовали в «Степана Разина», но это имя не прижилось, вернулось первоначальное. Моряки гордились своей службой на «Ермаке», любили его, бережно хранили замечательные традиции, заложенные 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz