Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Опытных судоводителей готовили большей частью в «семейной», или «артельной» среде. Из поколения в поколение передавался мореходный опыт: знание условий судовождения, ветров, течений, приливно-отливных явлений. Большим событием для северного мореходства стало строительство и от крытие в 1584 году морского порта Архангельск, названного сначала Новыми Холмогорами. Он был построен по указу царя Ивана IV в связи с трудностями выхода к Балтийскому морю после неудач в Ливонской войне. Тут же последо вал указ о переводе всей северной торговли в новый порт. В 1600 году здесь побывал уже 21 иностранный корабль. В последующие годы Архангельск еже годно принимал до 50 иностранных судов и был единственным портом России в связях с Европой. Архангельск стал важным отправным пунктом и для плаваний поморов в Арктике, и для продолжения движения русских на восток, «встречь Солнца». Морской путь связал устья рек Онеги, Колы, Двины, Печоры, причем между Двиной и Печорой уже в XVI веке установилось регулярное сообщение. Важную роль в развитии арктического мореплавания сыграл Мангазей- ский морской ход, ускоривший доставку пушнины из Сибири в центральную Россию. Он начинался в устье Северной Двины и заканчивался в Обской губе или в устье реки Таз. Здесь в 1601 году была основана Мангазея —первый в мире город за Северным полярным кругом. Транспортные пути связывали Мангазею с Архангельском, Великим Устюгом, Тобольском. Впечатляла уже сама протяженность этого морского пути: от Архангельска —свыше 3000 км. Но просуществовал Мангазейский ход недолго. Царь Михаил Федорович, боясь проникновения иноземцев на богатейший сибирский пушной рынок, запретил плавание к Обской губе. Многолетний опыт «вожей» и кормчих по освоению «морского хода» из Белого моря в устье Оби и Енисея был предан забвению. И всё-таки, северное торговое мореплавание вплоть до основания Санкт- Петербурга играло определяющую роль в развитии нашей страны. В 1664 году, например, две трети русского государственного бюджета составляли доходы с морской торговли только одного Архангельска, Да и в ходе всей Северной вой ны он оставался главным портом России. Из западных стран (из Англии и Гол ландии, по преимуществу) поступали в основном товары, закупаемые для ар мии и флота. Экспортировались традиционные российские: пенька, сало, ще тина, поташ, холст, смола, мачтовый лес, пушнина, рыба и хлеб. С 1713 года Петр I стал искусственно ограничивать торговлю через Архан гельск, способствуя расширению «окна», пробитого на Балтике. Для этого самодержец ввел для Санкт-Петербурга льготную пошлину да и просто-напро сто запретил Архангельску торговать целым рядом товаров. Запреты и ограни чения были отменены только в 1762 году, уже при Екатерине II, что живо ска залось на товарообороте. Северный порт стали посещать ежегодно до 200 ино странных судов, а к концу столетия —далеко за тысячу. Более 120 заграничных рейсов сделали из Архангельска в 80-х годах XVIII века и русские купцы-севе- ряне. В 1802-м в одном только Архангельске уже насчитывалось 27 торговых фирм, принадлежавших местному русскому купечеству. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz