Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. В 19-й Советской антарктической экспедиции «Обь» не участвовала, «за­ лечивала полученные раны». А в 20-й САЭ вновь доставила из Ленинграда в Антарктиду большую группу ученых и специалистов из Ленинграда, сотни тонн оборудования и снаряжения. Под командованием капитана С. И. Волкова «Обь» посетила остров Ватерлоо, а также районы Земли Эндерби, Берега Правды и Берега Отса —места расположения советских научных баз «Беллинсгаузен», «Молодежная», «Мирный» и «Ленинградская». Вышло так, что этот рейс оказался прощальным походом славного флагма­ на антарктических экспедиций. В 1975 году он передал эстафету новым дизель- электроходам типа «Амгуэма» Дальневосточного морского пароходства. Однако свершенное «Обью», ее моряками останется вписанным не только в историю Мурманского пароходства, но и в историю нашей страны. С борта «Оби» сделано свыше 70 географических открытий, выполнен огромный ком­ плекс важнейших исследовательских работ в малоизученной зоне земного шара. За вклад в исследование Арктики и Антарктики несколько вновь открытых географических объектов были названы в честь дизель-электрохода «Обь». Такой чести удостаивался редчайший корабль. А теперь уже вряд ли какой и удостоится. В 1979 году участие ММП в очередной антарктической экспедиции (25-й по счёту) понадобилось вновь. На пути в Антарктиду потерпел аварию экспе­ диционный д /э «Оленёк», и вместо него к ледовому континенту была отправ­ лена наша «Гижига» (капитан Ю. Д. Утусиков). Экипаж доставил зимовщиков и груз для обсерватории «Мирный» и для станции «Восток», а также помогал строительству новой научной станции «Русская» на мысе Беркс. Для выполне­ ния этого задания на борт «Гижиги» дополнительно были приняты авиаторы, строители, два вертолёта, большой запас авиабензина. 9 марта 1980 года при непосредственном участии экипажа «Гижиги» станция была открыта. Особая статья антарктической главы в истории пароходства —круизные рейсы наших судов. О них мы расскажем позже, когда речь зайдет о совре­ менном арктическом туризме. А здесь, забегая вперед, добавим, что с 2006-го по 2009 годы в соответствии с договором между Мурманским морским паро­ ходством и научно-исследовательскими полярными институтами Норвегии, Германии, Финляндии, Бельгии и Швеции к берегам Антарктиды ходит наш теплоход «Иван Папанин». Согласно контракту он доставляет членов экспе­ диций и грузы на полярные станции стран-участниц в районе Земли Короле­ вы Мод. Усиленный ледовый корпус и мощная энергетическая установка по­ зволяют судну самостоятельно пробиваться даже через сплочённые льды. Швартоваться приходится к ледовым барьерам высотой до 20 метров, но моряки компании неизменно с честью выносят испытания, навязываемые полярной стихией.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz