Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. ваясь на станцию «Ленинградская», судно 23 апреля оказалось в ледовом пле ну и начало дрейфовать в условиях наступившей полярной ночи, штормовых ветров, сильных морозов и сжатий. Командование «Оби» (капитан С. И. Волков), руководство экспедиции при няли все меры для безопасности людей. На верхнюю палубу заранее выгрузи ли всё необходимое при эвакуации на лед. Были распределены обязанности между всеми участниками дрейфа на этот крайний случай. Через несколько дней, пользуясь кратковременным улучшением погоды, произвели переброску самолетом на станцию «Ленинградская», находящуюся в 250 километрах, крайне необходимых зимовщикам экспедиционных грузов и приняли на борт «Оби» полярников старой смены. В результате на судне ока залось 130 человек. В Москве внимательно следили за обстановкой. Была создана специальная междуведомственная комиссия из представителей гидрометеослужбы, Мини стерств морского флота и гражданской авиации. В Антарктике был оставлен закончивший плановую работу дизель-электроход «Наварин». Он сразу напра вился на помощь к «Оби» (Леонтьев, 1974. С. 92—94). А она продолжала дрейфовать к северу. Положение осложняли сильные морозы. Начали замерзать танки двойного дна. Это могло привести к разрыву наружной обшивки судна. Из танков откачать воду успели, но в одном обнару жилась течь. Вода, замерзнув, заполнила почти весь объем танка. Матросы под руководством старпома Ю. М. Клюева несколько суток, лёжа в тесном междудонном пространстве, вырубали топорами лёд из каждой шпа ции, пока не обнаружили и не ликвидировали течь. В жестоких сжатиях деформировался ряд шпангоутов, потеряв устойчи вость. Аварийная партия во главе с капитаном-дублером С. А. Смирновым на дежно укрепила их имевшимися среди груза стальными швеллерами. Когда кончилась вода, судовые электрики оперативно изготовили электро снеготаялку, которая исправно действовала до самого конца дрейфа. Ночь с 3 на 4 июня приготовила для дрейфующих самое тяжелое испыта ние. Сильнейший ураган со скоростью ветра более 40 метров в секунду вызвал интенсивную подвижку льдов, и вал торошенных льдин высотой до семи мет ров надвинулся на судно. «Обь» накренилась, напряжение корпуса приблизи лось к критическому. Были повреждены некоторые шпангоуты, обшивка кор пуса местами деформировалась. Заклинило руль, несмотря на работу винтом. Однако на судне не было и намека на панику, не было ощущения безвыходнос ти. Люди спускались на лед, бурили его, закладывали взрывчатку. Экипаж ра ботал: планомерно, методично отстаивал плавучий дом экспедиции. На судне царил порядок, не прекращалась политико-воспитательная работа, организуе мая первым помощником капитана В. А. Ткачевым, участником 16 рейсов в Антарктику. Передавались выпуски судовой радиогазеты, демонстрировались кинофильмы, читались лекции, организовывались даже концерты художествен ной самодеятельности, выставки творчества умельцев. Ураган бушевал несколько дней. Когда к кромке льда в 300 километрах к северу от места дрейфа подошел «Наварин», на него «Аннушкой» и вертоле 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz