Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть III. СТАНОВЛЕНИЕ (1953— 1967) В 1971 году участники уже 16-й САЭ ввели в строй еще одну советскую станцию —на берегу Отса. Она получила название «Ленинградская». Несмот ря на взламывающийся припай, пургу и морозы, моряки и полярники выгрузи ли и доставили на берег весь груз. Одновременно шло строительство станции. Затем экипаж «Оби» снабдил всем необходимым станции «Молодежная», «Мирный», сменил зимовщиков станции «Новолазаревская». Морской отряд САЭ провел с борта «Оби» все запланированные исследования. Трудным и необычно долгим был семнадцатый антарктический рейс, в котором кроме «Оби» (капитан С. И. Волков) участвовал и дизель-электроход «Наварин» (капитан Ю. К. Карлов). Ближе 40 миль к «Молодежной» подойти не удалось. Выгруженную на припай авиатехнику тут же собирали и поднима ли в воздух. Между судном и станцией организовали авиатрассу по перевозке людей и грузов. Приняв здесь на борт 55 полярников, «Обь» направилась к морю Содруже ства. Там, в заливе Сане-фьорд, «Наварин» пробивал в сильно заснеженном торошенном припае канал к месту выгрузки лагеря сезонных работ советских ученых в районе ледника Эймери. Вблизи от «Наварина» «Обь» приступила к переброске груза и участников экспедиции в создаваемый лагерь, а затем пере шла к станции «Мирный», где провела во льду научное судно «Профессор Визе», после чего экипаж начал операции у заснеженного припая. Круглосуточно шла выгрузка и транспортировка санно-тракторными поездами по тридцатикило метровой ледовой дороге к станции. За время десятидневной выгрузки «Оби» не раз приходилось менять место стоянки и вновь атаковать припайные льды. Этот рейс занял более семи месяцев, и впервые в истории советских иссле дований Антарктиды судно ушло отсюда в условиях южнополярной зимы. Пос ледние суда иностранных экспедиций покинули эти широты еще в марте. Но самой тяжелой для «Оби» оказалась восемнадцатая антарктическая экспедиция. Необычайно сложная ледовая обстановка 1973 года и неблагопри ятные метеоусловия постоянно препятствовали продвижению «Оби». Проби- В0ЛК0В Сергей Иванович (1933-1983). Почетный полярник, известный полярный капитан. Родился в Тульской области, в семье служащего. В 1956 г. окончил судово дительский факультет Ленинградского высшего инженерного морского учи лища имени адмирала С. 0. Макарова и поступил в Мурманское морское пароходство, где работал в должности 4-го, 3-го помощника капитана ледо кола «Капитан Мелехов», дизель-электрохода «Лена». В 1960 г. получил назначение на дизель-электроход «Обь», направлявшегося в 6-ю антарктиче скую экспедицию. С 1969 г. — капитан дизель-электрохода «Обь». Трижды самостоятельно совершил рейсы в Антарктику. В 1973 г., в 18-й антаркти ческой экспедиции, продолжавшейся около 300 суток, судно оказалось в ледовом плену в условиях зимней Антарктики и 90 суток дрейфовало. Ди зель-электроход постоянно подвергался сжатию ледовых полей, ураганным ветрам. Капитан сделал все возможное, чтобы сохранить судно, экипаж и груз. Участник 13 рейсов в Антарктиду. В 1981 г. был переведен на работу в Главную морскую инспекцию Министерства морского флота. Награжден орденом Ленина (1974). 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz