Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть III. СТАНОВЛЕНИЕ (1953— 1967) тосферу. В прибрежных районах Антарктиды было сделано более 40 открытий географических объектов. После окончания Международного геофизического года дальнейшие науч­ ные исследования в Антарктиде велись по программе Международного геофи­ зического сотрудничества. В январе 1960 года «Обь» и «Кооперация» в очеред­ ной раз доставили в «Мирный» экспедицию и снаряжение. Затем «Обь» на­ правилась к островам Баллени, где в условиях штормовой погоды приняла с китобойных баз «Слава» и «Советская Украина» необычный для себя груз — китовый жир и китовую муку. В этом, пятом по счету антарктическом плавании «Обь» обошла вокруг ос­ трова Петра I, открытого в 1821 году экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мир­ ный», и уточнила описание его, местонахождение и конфигурацию. А для «Кооперации» рейс 1960 года стал третьим по счету. Кстати, среди встречающих ее в Риге был и тогдашний редактор нашей «Арктической звез­ ды» М. И. Бирюков. 17 апреля того же года в статье «СССР —Антарктида — СССР» он писал следующее: «Как о чем-то давнем, прошлом, скромно расска­ зывают участники экспедиции об ураганах, о лютых морозах в Антарктике. На станции “Восток” среднегодовая температура —минус 50,7°, а отмеченная ми­ нимальная —минус 85,7°. Такой мороз трудно себе представить, но если чело­ век выйдет на улицу и вдохнет глоток такого воздуха, он моментально “обож­ жет” легкие. Поэтому полярники надевают особую маску и дышат через шланг, открытый конец которого спрятан глубоко в одежду. За 10 минут на таком мо­ розе жидкое топливо теряет текучесть, железо становится хрупким, а резина разваливается на мелкие части». Вот так из года в год наш дизель-электроход оставался основным транспор­ тным средством (а хочется сказать —«транспортным сердцем») антарктиче­ ских экспедиций. В 1961 году «Обью» командовал Н. М. Свиридов. В этом рейсе на Антарк­ тиде была организована сезонная станция «Молодежная». Исключительно трудно проходила выгрузка «Оби» в 1963 году (капитан О. И. Воденко). Ураганным ветром судно оторвало, отнесло от барьера, заста­ вило лечь в дрейф. Когда ветер стих и «Обь» вернулась к месту выгрузки, СВИРИДОВ Николай Михайлович (1928-1967). Капитан на судах Мурманского морского пароходства, почетный полярник. Родился в Саратовской области, в семье служащих. В 1952 г. успешно окон­ чил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. 0. Макарова и был направлен в ММП, где прошел путь от 4-го штурмана до капитана дизель-электрохода «Обь». Возглавляя экипаж этого славного судна в четырех антарктических экспедициях, сумел сплотить и нацелить моряков на выполнение ответственных правительственных заданий по прове­ дению научно-исследовательских работ и строительству станций. Именем Сви­ ридова названа группа холмов в Антарктиде, его имя в 1982 г. присвоено теп­ лоходу— седьмому в серии рудовозов типа «Михаил Стрекаловский». Умер в Ленинграде, после тяжелой болезни, в возрасте 39 лет. Награжден орденом «Знак Почета» (1966). 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz