Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. А вот у «Лены» второй антарктический рейс складывался неудачно, порою даже трагично. Началось с того, что еще на переходе из Риги в Калининград в декабре 1956 года вышел из строя один из четырех главных дизель-генерато­ ров —он пошел вразнос и буквально развалился на куски. К счастью, никто из вахты и находившихся в машинном отделении не пострадал. Но это означало потерю четверти мощности, что для судна, отправляющегося в антарктический, автономный по сути, рейс было тяжелым ударом. А через два месяца, уже во время выгрузки, когда «Лена» была вынуждена пришвартоваться к высоко- ВЕТРОВ Александр Иванович (1910-1993). Почетный полярник. Почетный работник морского флота. Родился в г. Николаеве Украинской ССР. В 1931 г. окончил Одесский морской техникум. С 1932-го по 1934 гг. служил в Балтийском военно-морском флоте на ледоколе «Марат». После демобилизации поступил на работу в ГУСМП. До 1938 г. — помощник капитана ледокола «Ермак» в г. Ленинграде. Участвовал в снятии с льдины четверки папанинцев («СП-1»). Во время Великой Отечест­ венной войны участвовал в проводке кораблей в осажденный Ленинград. В 1943 г. переведен на Северный флот, где назначен командиром СКР-18 («Фё­ дор Литке»). Проводил через льды и охранял от нападения фашистов караваны судов с иностранными грузами в Белом, Баренцевом морях. С 1945-го по 1953 гг. — капитан ледокола «Красин» Дальневосточного а ства, «Капитан Белоусов» Архангельского арктического пароходства, капитан-на­ ставник ледокольного флота Мурманского морского арктического пароходства. С 1954 г. — капитан дизель-электрохода «Лена». Совершил первый экспериментальный рейс в Арктику без ледокола. Этот рейс открыл новую эру в эксплуатации Северного морского пути. В том же году «Леной» установлен рекорд плавания в северных широтах. В 1955— 1956 гг. вместе с дизель-электрохо­ дом «Обь» совершил два экспедиционных рейса к берегам Антарктиды и принял участие в строитель­ стве первой полярной станции «Мирный». Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны, орденом Трудового Крас­ ного Знамени, двумя орденами «Знак Почета», медалями. ЯНЦЕЛЕВИЧ Анатолий Савельевич (1916-1982). С 1931 г. ходил на судах Черноморского флота. В 1940 г. окончил Одесский морской техникум и был направлен на работу в Мурманское морское паро­ ходство, где ходил 3-м помощником капитана на пароходах «Аргунь», «Гер­ цен». В годы Великой Отечественной войны в составе диверсионной группы был заброшен в тыл врага, воевал в партизанском отряде на Украине. В 1945 г. получил назначение в Северное морское пароходство. Ходил 3-м, 2-м, старшим штурманом на пароходе «Енисей», «А. Суворов», «Кишинев», «Сталинабад» Мурманского морского пароходства. С 1950 г. — капитан пароходов «Ловать», «Сосновец», «Кама», «Кооперация», «В. Воровский». В 1954— 1959 гг. пароход «Кооперация» под командованием А. С. Янцелевича впервые в истории арктического мореплавания успешно осуществлял пасса­ жирско-грузовое плавание на линии Архангельск— Тикси— Певек. Совершил три успешные экспедиции в Антарктиду. В6-й антарктический рейс Янцелевич ходил капитаном-наставником дизель-электрохода «Обь». В течение 12 лет (1961— 1972) он совершил 12 беспримерных спортивных и экспедиционных походов. Плавания Москва— Арктика— Дальний Восток на яхте «Пингвин» проводились по маршрутам древних мореходов. Был награжден орденами Красного Знамени и «Знак Почета», медалями: «Партизану Отечественной войны» I степени, «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», др. медалями. 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz