Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть III. СТАНОВЛЕНИЕ (1953— 1967) дополнительные жилые помещения для членов экспедиции, лаборатории и руб­ ки для научных наблюдений и обработки данных. На корме была построена вертолетная площадка. Трюмы обшивались деревянным набором для перевоз­ ки в бочках большого количества горюче-смазочных материалов. Подобной «об­ работке» в том же году подверглась и «Лена», но уже глубокой осенью, после того как завершила арктическую навигацию. «Лену» тоже загрузили «под за­ вязку», да и на трюмах, на палубе закрепили массу специфического груза: три самолета, вертолет, морской рабочий катер «Пингвин». Вдоль бортов —трак­ торы, вездеходы, огромные стальные конструкции будущих электростанций и радиостанций, щитовые разборные домики, партия баллонов с газом, даже сво­ ра ездовых собак на корме. В общем, беспокойное и весьма опасное хозяйство, если учесть предстоящий далеко не гладкий маршрут в Южное полушарие, ко­ торый мурманчане одолевали впервые. Тем не менее, рейс прошел благополучно. 5 января 1956 года дизель-элект­ роход «Обь» под командованием капитана И. А. Мана первым из советских исследовательских судов подошел к берегам Антарктиды. Она и в разгар здеш­ него лета сумела показать прибывшим свой нрав. В первые же дни жестокий ураган со снежной метелью налетел на судно, экипаж которого приступил к выгрузке авиационной техники на припайный лед. Припай стало взламывать, положение создалось угрожающим. С большим трудом выгруженную технику спасли, причем крылья самолета Ли-2 поднимали обратно на борт уже в мо­ мент, когда припай под ними стал рушиться. Только через три дня, с улучшением погоды, выгрузка авиационной техни­ ки была возобновлена. После проведенных с воздуха поисков места для создания обсерватории «Обь» перешла в другой район и стала выгружать экспедиционное оборудова­ ние на ледяной барьер Берега Правды. В это время сюда уже торопилась и «Лена», подстегиваемая радиограмма­ ми «сверху». Во многом именно это приказное ускорение и явилось причи- МАН Иван Александрович (1903-1982). Почетный работник морского флота, почетный полярник. В 1929 г. окончил Ленинградский морской техникум. В 1926— 1927 гг. — боцман учебного па­ русного судна «Товарищ», с 1929 г. — штурман пароходов «Микоян», «Кола». С 1936 г. — капитан пароходов «Кола», «Правда» Балтийского пароходства. В 1936 г., командуя пароходом «Правда», совершил сквозной переход Север­ ным морским путем. В 1940 г. назначен заместителем начальника Дальне­ восточного морского пароходства. В 1941— 1943 гг. — капитан пароходов «Трансбалт», «Турксиб», «Войков» Дальневосточного морского пароходства. В 1943 г. был осужден за аварию и разжалован. В 1943— 1944 гг. — штур­ ман парохода «Тракторист» Батумского пароходства. С 1944-го по 1954 гг. — капитан теплохода «Украина», дизель-электрохода «Россия» Черноморско­ го морского пароходства. В 1954— 1955 гг. — главный ревизор по безопасности мореплавания Мини­ стерства морского флота. С 1955 г. — капитан д/э «Обь», на котором трижды возглавил экспедиции к берегам Антарктиды, а в 1957 г. совершил кругосветное плавание. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, «Знак Почета». 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz