Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Глава 3 Курсом в Антарктиду Ш естой и последний континент Земли был открыт людьми не так уж и давно, уже после наполеоновских войн, в 1820 году. И от крыт он был именно российскими мореплавателями —Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, о чем нам не следует забывать. Однако и в середине XX века Антарктида во многом состояла из белых пя­ тен. Арктика, находящаяся ближе к центрам цивилизации, посещалась иссле­ дователями значительно интенсивнее. В Арктике ученые и поняли, что наряду с нею нужно активнее изучать и Антарктиду, потому что без основательных исследований полярных районов Земли мы не сможем проникнуть в основы природных процессов нашей планеты. Мировое сообщество ученых приняло решение учредить с 1 июля 1957 года по 31 декабря 1958 года Международный геофизический год с проведением широких научно-исследовательских работ в Антарктике. В осуществлении этого масштабного плана приняли участие ученые 80 стран мира. Особое внимание уделялось полярным областям. Для изучения Антарктиды международный комитет разделил ее на несколь­ ко секторов, поручив их отдельным национальным экспедициям. Советским сектором стала территория, расположенная между 80—105 градусами восточ­ ной долготы. Здесь предстояло создать основную базу и две внутриконтинен- тальных: на Южном геомагнитном полюсе и в районе полюса абсолютной не­ доступности —в тех местах, где до сих пор никто никогда не бывал. Советское государство, руководимое в ту пору Н. С. Хрущевым, не пожале­ ло средств для обеспечения этих работ. Уже в декабре 1955 года была организо­ вана Первая комплексная антарктическая экспедиция для создания опорной научной базы и разработки методики исследований в антарктических водах. Возглавил ее известный полярник, бывший в свое время начальником «СП-2», доктор географических наук, Герой Советского Союза М. М. Сомов. Для доставки грузов и членов экспедиции были выделены два новейших, лучших по тому времени судна Мурманского пароходства —дизель-электро­ ходы «Лена» и «Обь». Летом 1955 года наша «Обь», назначенная флагманским экспедиционным судном, переоборудовалась на Рижском судоремонтном заводе. Создавались 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz