Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Глава 3 Курсом в Антарктиду Ш естой и последний континент Земли был открыт людьми не так уж и давно, уже после наполеоновских войн, в 1820 году. И от крыт он был именно российскими мореплавателями —Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, о чем нам не следует забывать. Однако и в середине XX века Антарктида во многом состояла из белых пя тен. Арктика, находящаяся ближе к центрам цивилизации, посещалась иссле дователями значительно интенсивнее. В Арктике ученые и поняли, что наряду с нею нужно активнее изучать и Антарктиду, потому что без основательных исследований полярных районов Земли мы не сможем проникнуть в основы природных процессов нашей планеты. Мировое сообщество ученых приняло решение учредить с 1 июля 1957 года по 31 декабря 1958 года Международный геофизический год с проведением широких научно-исследовательских работ в Антарктике. В осуществлении этого масштабного плана приняли участие ученые 80 стран мира. Особое внимание уделялось полярным областям. Для изучения Антарктиды международный комитет разделил ее на несколь ко секторов, поручив их отдельным национальным экспедициям. Советским сектором стала территория, расположенная между 80—105 градусами восточ ной долготы. Здесь предстояло создать основную базу и две внутриконтинен- тальных: на Южном геомагнитном полюсе и в районе полюса абсолютной не доступности —в тех местах, где до сих пор никто никогда не бывал. Советское государство, руководимое в ту пору Н. С. Хрущевым, не пожале ло средств для обеспечения этих работ. Уже в декабре 1955 года была организо вана Первая комплексная антарктическая экспедиция для создания опорной научной базы и разработки методики исследований в антарктических водах. Возглавил ее известный полярник, бывший в свое время начальником «СП-2», доктор географических наук, Герой Советского Союза М. М. Сомов. Для доставки грузов и членов экспедиции были выделены два новейших, лучших по тому времени судна Мурманского пароходства —дизель-электро ходы «Лена» и «Обь». Летом 1955 года наша «Обь», назначенная флагманским экспедиционным судном, переоборудовалась на Рижском судоремонтном заводе. Создавались 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz