Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть III. СТАНОВЛЕНИЕ (1953— 1967) Несмотря на тяжелую ледовую обстановку, первый караван через пролив Вилькицкого в том году был проведен «Лениным», «Москвой» и «Красиным» уже 19 июля. В прежние навигации передовые караваны проходили проливы обычно в середине августа. В августе 1960 года большая группа наших работников за успехи в разви тии морского флота была удостоена высоких правительственных наград. Первым Героем Социалистического Труда на Мурманском бассейне стал П. И. Вавилов, трюмный машинист ледокола «Капитан Мелехов». Павел Ива нович заслужил эту награду не только мирным, но и ратным трудом, участвуя в памятном бою «А. Сибирякова», избежав фашистского плена, победив леденя щую купель арктических вод, пережив не менее леденящее одиночество в ожи дании спасения, возвращения к людям. А спасение, по-видимому, еще и доба вило Павлу Ивановичу желания работать в полную силу и даже сверх ее. ПОНОМАРЕВ Павел Акимович (1896-1970). Первый капитан атомного ледокола «Ленин», активный участник освоения Северного морского пути. Родился в с. Нименьга Онежского р-на Архан гельской обл. С 16 лет служил матросом на парусниках, паровых судах. В 1915 г. окончил Кемские мореходные классы. Был матросом ВМФ на Балтике и Севере. В 1919 г. окончил Архангельское мореходное училище. С 1922 г. — штурман на ледоколах «Ленин» и «Ермак» на Балтийском фло те. В 1928 г. — в должности старшего помощника капитана на ледоколе «Красин» участвовал в спасении экипажа дирижабля «Италия» У. Нобиле, потерпевшего аварию. С 1932 г. — капитан «Красина», в 1934 г. совершил на нем переход из Ленинграда в Чукотское море через Панамский канал для оказания помощи экспедиции 0. Ю. Шмидта на пароходе «Челюскин». С 1935 г. — капитан транспортных судов на трассе Северного морского пути, в частности, лесовоза «Узбекистан». В Великую Отечественную — командир ледоколов «И. Сталин», «Л. Каганович». С 1951 г. — капитан-наставник ледового плавания в Мурманском морском пароходстве. С 1953 г. — старший наблюдающий за постройкой серии дизель-электрических ледоколов типа «Капи тан Белоусов» в Финляндии. При его участии создавался первый в мире атомный ледокол «Ленин». Будучи его первым капитаном, Пономарев участвовал в испытаниях ледокола и вывел его в первый рейс на трассу Северного морского пути. В 1962 г. ушел на пенсию. Умер и похоронен в Санкт-Петербурге. Именем Пономарева названы дизель-электроход (1971) ледового класса и улица в Мурманске. Награжден 3 орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалями. ВАВИЛОВ Павел Иванович (1909-1966). Герой Социалистического Труда. Почетный полярник. Работал на морском флоте с 1927 г. матросом, кочегаром. С 1940 г. стал трюмным машинистом на ледокольном пароходе «А.Сибиряков», обеспе чивающем перевозки грузов в Белом море и Арктике. 25 августа 1942 г. на «А. Сибирякове» под командованием А. А. Качаравы в Карское море участвовал в бою с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». После гибели парохода до 1961 г. работал в Мурманском морском пароходстве, старшим машинистом на ледокольном пароходе «Г. Седов», ледоколах «Ермак», «Ленин», «Капитан Мелехов». Награжден орденом Ленина, медалями Нахимова и «За трудовую доблесть». В 1981 г. его именем назван теплоход Мурманского морского пароходства. 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz