Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть III. СТАНОВЛЕНИЕ (1953— 1967) Несмотря на тяжелую ледовую обстановку, первый караван через пролив Вилькицкого в том году был проведен «Лениным», «Москвой» и «Красиным» уже 19 июля. В прежние навигации передовые караваны проходили проливы обычно в середине августа. В августе 1960 года большая группа наших работников за успехи в разви­ тии морского флота была удостоена высоких правительственных наград. Первым Героем Социалистического Труда на Мурманском бассейне стал П. И. Вавилов, трюмный машинист ледокола «Капитан Мелехов». Павел Ива­ нович заслужил эту награду не только мирным, но и ратным трудом, участвуя в памятном бою «А. Сибирякова», избежав фашистского плена, победив леденя­ щую купель арктических вод, пережив не менее леденящее одиночество в ожи­ дании спасения, возвращения к людям. А спасение, по-видимому, еще и доба­ вило Павлу Ивановичу желания работать в полную силу и даже сверх ее. ПОНОМАРЕВ Павел Акимович (1896-1970). Первый капитан атомного ледокола «Ленин», активный участник освоения Северного морского пути. Родился в с. Нименьга Онежского р-на Архан­ гельской обл. С 16 лет служил матросом на парусниках, паровых судах. В 1915 г. окончил Кемские мореходные классы. Был матросом ВМФ на Балтике и Севере. В 1919 г. окончил Архангельское мореходное училище. С 1922 г. — штурман на ледоколах «Ленин» и «Ермак» на Балтийском фло­ те. В 1928 г. — в должности старшего помощника капитана на ледоколе «Красин» участвовал в спасении экипажа дирижабля «Италия» У. Нобиле, потерпевшего аварию. С 1932 г. — капитан «Красина», в 1934 г. совершил на нем переход из Ленинграда в Чукотское море через Панамский канал для оказания помощи экспедиции 0. Ю. Шмидта на пароходе «Челюскин». С 1935 г. — капитан транспортных судов на трассе Северного морского пути, в частности, лесовоза «Узбекистан». В Великую Отечественную — командир ледоколов «И. Сталин», «Л. Каганович». С 1951 г. — капитан-наставник ледового плавания в Мурманском морском пароходстве. С 1953 г. — старший наблюдающий за постройкой серии дизель-электрических ледоколов типа «Капи­ тан Белоусов» в Финляндии. При его участии создавался первый в мире атомный ледокол «Ленин». Будучи его первым капитаном, Пономарев участвовал в испытаниях ледокола и вывел его в первый рейс на трассу Северного морского пути. В 1962 г. ушел на пенсию. Умер и похоронен в Санкт-Петербурге. Именем Пономарева названы дизель-электроход (1971) ледового класса и улица в Мурманске. Награжден 3 орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалями. ВАВИЛОВ Павел Иванович (1909-1966). Герой Социалистического Труда. Почетный полярник. Работал на морском флоте с 1927 г. матросом, кочегаром. С 1940 г. стал трюмным машинистом на ледокольном пароходе «А.Сибиряков», обеспе­ чивающем перевозки грузов в Белом море и Арктике. 25 августа 1942 г. на «А. Сибирякове» под командованием А. А. Качаравы в Карское море участвовал в бою с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». После гибели парохода до 1961 г. работал в Мурманском морском пароходстве, старшим машинистом на ледокольном пароходе «Г. Седов», ледоколах «Ермак», «Ленин», «Капитан Мелехов». Награжден орденом Ленина, медалями Нахимова и «За трудовую доблесть». В 1981 г. его именем назван теплоход Мурманского морского пароходства. 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz