Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Разумеется, эти гости были приглашены в Советский Союз лично Никитой Сергеевичем. Ему хотелось наглядно продемонстрировать наше преимущество в постройке атомохода. На ледоколе гостям не было ограничений в передвижении. Пожалуйста, смотрите всё. Адмирал, хорошо владевший русским языком (оказалось, он ро дился в Житомире, в бедной еврейской семье), внимательно осмотрел обору дование атомной установки. Вопросов задавал мало. Особенное внимание уде лил циркуляционным насосам первого контура (ЦНПК) и парогенераторам. Про них спросил: —Сколько времени потребуется на замену парогенератора? —Три дня, —не задумываясь, ответил старший строитель. Внимательно осмотрев ЦНПК, гость удивился, что на нашей установке ис пользовались горизонтальные насосы, и коротко сказал, как отрезал: —На наших установках используются вертикальные, эти работать не будут. Вернувшись в Америку, Рикковер доложил сенату, что по результатам его наблюдений ледокол будет введён в эксплуатацию не раньше, чем через год. Атомная установка ледокола несовершенна, требует серьёзных доработок, к тому же не решен вопрос ремонтопригодности оборудования. Однако Рикковер плохо представлял себе возможности нашей социалис тической системы. Это соревнование СССР выиграл безоговорочно. Более того, эксплуатация «Саванны» после нескольких рейсов была признана нерентабель ной. Судно поставили к стенке, поскольку у американцев постоянно возника ли трудности при оформлении захода этого судна в иностранные порты. Тре бовалась крупная страховая сумма на случай возможного загрязнения аквато рии порта. Получилось, что денежки американских налогоплательщиков пропали зря. А «Ленин» и в первом исполнении своего радиоактивного сердца отработал семь лет на трассе СМП (правда, рассчитано оно было на десять). За это время был накоплен огромный опыт эксплуатации атомной техники на флоте, и были выявлены все недостатки первой установки. Что бы там ни говорили, а все-таки в свое время у нас в стране было при нято очень правильное, мудрое решение о применении атомной установки именно на ледокольных судах, работающих в Арктике. Во-первых, это эконо мически целесообразно —стоимость бункеровки в Диксоне или Певеке в не сколько раз превышает стоимость бункеровки на традиционных маршрутах транспортных судов. И во-вторых, никаких сложностей с заходом в порты, находящиеся на трассе СМП, мы не испытываем —всё это исконно русские территории. Ледокол «Ленин» с честью выполнил программы правительства по освоению арктических территорий и доставке народнохозяйственных гру зов в Арктику, а оттуда —всё умножающегося потока никелевой руды на Боль шую землю. Но это мы забегаем вперед. А в 1960 году «Ленин» вышел в Арктику уже в начале июля. Капитаном нового ледового бойца-исполина стал опытный по лярный судоводитель П. А. Пономарев, главным инженером-механиком — А. К. Следзюк. 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz