Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Разумеется, эти гости были приглашены в Советский Союз лично Никитой Сергеевичем. Ему хотелось наглядно продемонстрировать наше преимущество в постройке атомохода. На ледоколе гостям не было ограничений в передвижении. Пожалуйста, смотрите всё. Адмирал, хорошо владевший русским языком (оказалось, он ро­ дился в Житомире, в бедной еврейской семье), внимательно осмотрел обору­ дование атомной установки. Вопросов задавал мало. Особенное внимание уде­ лил циркуляционным насосам первого контура (ЦНПК) и парогенераторам. Про них спросил: —Сколько времени потребуется на замену парогенератора? —Три дня, —не задумываясь, ответил старший строитель. Внимательно осмотрев ЦНПК, гость удивился, что на нашей установке ис­ пользовались горизонтальные насосы, и коротко сказал, как отрезал: —На наших установках используются вертикальные, эти работать не будут. Вернувшись в Америку, Рикковер доложил сенату, что по результатам его наблюдений ледокол будет введён в эксплуатацию не раньше, чем через год. Атомная установка ледокола несовершенна, требует серьёзных доработок, к тому же не решен вопрос ремонтопригодности оборудования. Однако Рикковер плохо представлял себе возможности нашей социалис­ тической системы. Это соревнование СССР выиграл безоговорочно. Более того, эксплуатация «Саванны» после нескольких рейсов была признана нерентабель­ ной. Судно поставили к стенке, поскольку у американцев постоянно возника­ ли трудности при оформлении захода этого судна в иностранные порты. Тре­ бовалась крупная страховая сумма на случай возможного загрязнения аквато­ рии порта. Получилось, что денежки американских налогоплательщиков пропали зря. А «Ленин» и в первом исполнении своего радиоактивного сердца отработал семь лет на трассе СМП (правда, рассчитано оно было на десять). За это время был накоплен огромный опыт эксплуатации атомной техники на флоте, и были выявлены все недостатки первой установки. Что бы там ни говорили, а все-таки в свое время у нас в стране было при­ нято очень правильное, мудрое решение о применении атомной установки именно на ледокольных судах, работающих в Арктике. Во-первых, это эконо­ мически целесообразно —стоимость бункеровки в Диксоне или Певеке в не­ сколько раз превышает стоимость бункеровки на традиционных маршрутах транспортных судов. И во-вторых, никаких сложностей с заходом в порты, находящиеся на трассе СМП, мы не испытываем —всё это исконно русские территории. Ледокол «Ленин» с честью выполнил программы правительства по освоению арктических территорий и доставке народнохозяйственных гру­ зов в Арктику, а оттуда —всё умножающегося потока никелевой руды на Боль­ шую землю. Но это мы забегаем вперед. А в 1960 году «Ленин» вышел в Арктику уже в начале июля. Капитаном нового ледового бойца-исполина стал опытный по­ лярный судоводитель П. А. Пономарев, главным инженером-механиком — А. К. Следзюк. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz