Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть III. СТАНОВЛЕНИЕ (1953— 1967) Атомоход «Ленин» Фото из фондов музея истории ММП Но на первый план в 1960 году выдвинулись еще более яркие новости. На­ чиналась новая эпоха в транспортном освоении арктических морей. Наш ледо­ кольный флот пополнился построенным в Финляндии дизель-электрическим ледоколом «Москва» мощностью 26 тысяч л.с. а 6 мая в Мурманск прибыл и первый в мире атомный ледокол «Ленин» мощностью в 44 тысячи «лошадей», созданный на Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде. Его приход стал настоящим праздником для мурманчан. В «Арктической звезде» в этот незабываемый день выделялось высказывание Н. С. Хрущева: «Наш атом­ ный ледокол “Ленин” будет ломать не только льды океанов, но и льды “холод­ ной войны”. Он будет прокладывать путь к умам и сердцам народов, призывая их совершить поворот от соревнования государств в гонке вооружений к со­ ревнованию в использовании атомной энергии на благо человека, на создание всего необходимого, в чем нуждаются люди». Надо помнить, что «Ленин» создавался в обстановке жесткого соревнова­ ния с Америкой. В США в это же время строилось атомное транспортное судно «Саванна», и его строительство собирались завершить в 1960 году. Ну, а наш ледокол стремились подготовить к ходовым испытаниям в сентябре 1959 года. Потерять фору по времени было никак нельзя. Перед самой загрузкой ядерного топлива в реакторы атомохода на Адми­ ралтейский завод нанесли визит экс-президент США Никсон и адмирал Рик- ковер —отец американского атомного флота. Под его руководством была спро­ ектирована и построена атомная подводная лодка «Наутилус». 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz