Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. скими подковками —гордость моряков, именно кожаные, яловые, не чета ны­ нешней кирзе. Одеты мы были действительно хорошо. С одной стороны, тепло, уютно, с другой, как потемкинский солдат: встал и готов! Вахту несли ответственно, ис­ тово и лихо. Приказания капитана или вахтенного штурмана выполняли “лё­ том”. По судовым трапам вниз не ходили, а буквально летали: спускаться по ступенькам —позор! На следующую нижнюю палубу приземлялись с грохо­ том и металлическим звоном подковок. Такое было время —скорость, задор, кураж! А какие прекрасные помещения были на “Литке”: замечательно красивая кают-компания, отделанная японцами в одном из ремонтов под светлый орех с бронзовыми инкрустациями на переборках, рядом курительный салон, пиани­ но; менее обширная, но тоже отлично отделанная, уютная столовая, салон команды с огромными застекленными книжными шкафами, с еще одним пиа­ нино и кинобудкой, бронзовые дверные ручки, начищенные до блеска, полиро­ ванные поручни с металлическими накладками по трапам. И нас нимало не смущали наши тесные четырехместные каюты рядового состава». И вот 2 августа 1958 года «мы вывели наш “Фёдор Литке” на Мурманский городской рейд и в районе банки Анна Корга установили на мертвые якоря. И вдруг поразились... наш всегда опрятный, элегантный и морячистый поляр­ ный рысак как-то сразу осиротел и поник... Мы сошли с борта ледореза на ка­ тер, оглянулись... и сжалось сердце, перехватило дыхание. Большой, но беспо­ мощный и опустошенный, он скорбно, с грустью и укором глядел нам вслед пустыми глазами иллюминаторов. Да, он всё понимал, только сказать не мог... Через несколько месяцев его разрезали на металл» (Селивёрстов, 2005, с. 122). Конечно, это вечная проблема или, лучше сказать, вечная система жизни. Одни, старея, уходят. Другие, прощаясь с уходящими, тоже когда-то уйдут. Так происходит с кораблями, так происходит и с людьми. В 1960 году вернулся в строй обновленный «Красин». В Кронштадте ему отремонтировали корпус, а в ГДР перевели котельную установку на жидкое топливо и установили новые машины. Новой стала и надстройка, увенчанная ЧИЖЕНК0 Евгений Александрович (1907-1983). Почетный полярник. Механик паровых судов. В 1929 г. окончил Архангельский морской техникум по специальности су­ дового механика. С 1931-го по 1937 гг. работал механиком на ледоколах «Ленин», «Малыгин» ГУСМП. В 1937 г., в связи с зимовкой всех ледоко­ лов в Арктике, был переведен на должность технического инспектора по охране труда в Северный бассейновый комитет моря. В 1941 г. вернулся на ледокол «Ленин» и работал на нем в должности второго, старшего механика до передачи ледокола в Черноморское пароходство (1957). Во время Великой Отечественной войны на ледоколе обеспечивал проводку транспортных судов с военными грузами из США, Англии, Канады в Мур­ манск, Архангельск. С 1957-го по 1965 гг. работал старшим механиком на ледоколе «Красин». Награжден орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями. современной трубой. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz