Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть III. СТАНОВЛЕНИЕ (1953— 1967) На старых паровых ледоколах “Ермак”, “Красин”, “Ленин”, “Федор Литке” и более новых —типа “И. Сталин”, тоже работавших на угле, кочегары состав ляли треть экипажа, если не более. На линейных ледоколах одна вахта включа ла от 25 до 30 кочегаров: старшие, первый и второй класс. На трудных ходовых вахтах в арктических льдах кочегары иногда грустно шутили: “За вахту по вед ру воды выпьем, но ни разу в гальюн не заглянем —всё пбтом выходит”. Быва ло, спустишься “в низы” по какому-либо поручению, а там —ад кромешный. Кочегары по пояс голые, в легких рабочих штанах и кожаных ботинках, на шее мокрые, темные от пота полотенца. По сильному голому телу ручейками течет пот. Перед ними жаркие прожорливые топки —открывай дверцы, бросай уголь, шуруй, подламывай. Одну топку заправил, другая требует —успевай, гляди на стрелки манометров —как давление пара? Захлопнул дверку топки, наклонил рожком вниз висящий на шкерте чайник с водой, напился, на лицо слегка плес нул и снова к топкам. В редкие свободные минуты выпрямился. В отсветах яркого пламени соседних топок —словно сказочный богатырь. Лицо постоян но в угольной мокрой пыли, только зубы блестят... Да, нелёгок был моряцкий труд, особенно кочегарский, на старых паровых ледоколах —морская катор га!»... (Селивёрстов, 2005. С. 95). Тут же заметим, что в 1958 году ледорез «Федор Литке» закончил свой труд ный, но славный путь. Он всего год не доплавал до своего полувекового юби лея, и за это время на нем сменилась не одна сотня моряков и, наверное, даже не одна тысяча. Неизменным оставалось одно: экипаж был, как правило, влюблен в свой не по-ледокольному красивый корабль. Он ведь и строился не столько ледоколом, сколько морской всеширотной яхтой для богатого англичанина, и нос у нее был украшен яхтенным бушпритом. Потом хозяин, испытывая фи нансовые затруднения, продал ее канадскому правительству. Судно получило название «Канада» и обслуживало почтово-грузовую линию на реке и в заливе Святого Лаврентия. В 1914 году «Канаду» купило российское правительство, а после революции ледорез, став советским, на некоторое время получил назва ние «Третий Интернационал». Но уже в начале 20-х судну было присвоено наи более подходящее имя. И затем корабль всегда ему соответствовал, имея две паровые машины по 3500 л.с. и скорость более 14 узлов. Л. С. Селивёрстов вспоминает: «Ходовую вахту на “Литке” несли только на верхнем открытом мостике. Вероятно, чтобы не было соблазна укрыться иног да от жестокой арктической непогоды в рулевой рубке, кто-то из старых капи танов распорядился снять там штурвал и упрятать куда подальше. И вот стоит старпом в меховом штурманском пальто —всю матросскую жизнь я мечтал о таком роскошном пальто, покрытом чертовой кожей, коричневого цвета с ве ликолепным воротником и поясом, в ватных брюках, высоких сапогах и шап ке-ушанке с кожаным верхом, на руках меховые рукавицы —залюбуешься. Правда, мы, вахтенные матросы, тоже не из последних молодцов. У нас только экипировка чуть легче, компактнее: традиционная телогрейка, в холодную погоду —полушубок, теплые брюки и добротные кожаные сапоги с металличе 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz