Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть III. СТАНОВЛЕНИЕ (1953— 1967) уходила в прошлое профессия кочегара, знаменитая своей исключительной тя жестью. Кочегаров иногда называли судовой аристократией, поскольку на них, как правило, не возлагали никаких дополнительных рабочих нагрузок, кроме шес тичасовой вахты. Их не касались бесконечные переработки, связанные с пере- швартовками в порту, подготовкой судна к выходу в море или приемкой груза, требовавшей очистки и мойки трюмов. Но такой аристократизм кочегаров был всецело оправдан чудовищной нагрузкой во время их обычных ходовых вахт. У Алексея Реутова, чья художественная проза основана на безукоризненном личном знании всех тонкостей судовой жизни, есть в повести «В стороне от фарватера» красноречивое признание здоровенного боцмана, проигравшего спор с кочегарами: «Я сам его и затеял. А чего, говорю, аристократы? Чего вы со своей лопатой носитесь? Вот я на спор отстою подряд две вахты в кочегарке, а потом еще чечетку буду бить полчаса. Заложились мы, на пять бутылок конь яку, пять звездочек. —Боцман усмехнулся. —Хорошо еще, что не на десять... Пять часов я молотил как бог, а потом кровь носом пошла. Прямо —хлынула, можно сказать. —Боцман опять вздохнул. —Выпили они мой коньяк, а мне дали пробку понюхать: береги, говорят, сосуды в носу. Так что лучше этот раз говор не подымать. Они свое дело делают, мы свое, так-то лучше...». Уместна будет здесь и выдержка из воспоминаний Леонида Степановича Селивёрстова, нашего заслуженного капитана, успевшего в 50-х поработать матросом на знаменитом ледорезе «Фёдор Литке». «Кочегары, как правило, гордились своей профессией, своей тяжелой, истинно мужской работой в море, особенно во льдах и во время шторма. Они были главной движущей силой могучих ледоколов. Рассказывали такую бай ку. Встретились друзья-моряки, ранее плававшие вместе кочегарами. Один ЖЕРЕБЦОВ Михаил Николаевич (1918-1994) Почетный работник морского флота (1967). В 1939 г. окончил Мурманский рыбопромышленной техникум, получил ква лификацию судового механика и работал в тресте «Мурманрыба». В войну служил на тральщике. В 1945— 1946 гг. — в спецкоманде по перегону тро фейного флота. С января 1947 г. работал в Мурманском морском пароходстве третьим, вто рым механиком пароходов «Сталинабад», «Душанбе», «Северная Земля», а с 1951 г. — старшим механиком пароходов «Сталинабад» и «Лигово». Принимал непосредственное участие в разработке и осуществлении мероп риятий по модернизации паровых судов, переводу их с твердого на жидкое топливо. В 1960 г. назначен на должность второго механика теплохода «Димитрово», а затем механи- ка-наставника Управления арктического и ледокольного флота. В 1962 г. успешно без отрыва от производства закончил Ленинградское арктическое училище, получил диплом механика-дизелис та. Силовые установки на всех судах его группы (типа «Пионер», «Повенец») содержались в хоро шем техническом состоянии, отсутствовала аварийность по механической части. В 1982 г. вышел на пенсию. Награжден орденами Красной Звезды (1945) и «Знак Почета» (1963), медалями «За отвагу» (1944) и др. 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz