Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть III. СТАНОВЛЕНИЕ (1953— 1967) уходила в прошлое профессия кочегара, знаменитая своей исключительной тя­ жестью. Кочегаров иногда называли судовой аристократией, поскольку на них, как правило, не возлагали никаких дополнительных рабочих нагрузок, кроме шес­ тичасовой вахты. Их не касались бесконечные переработки, связанные с пере- швартовками в порту, подготовкой судна к выходу в море или приемкой груза, требовавшей очистки и мойки трюмов. Но такой аристократизм кочегаров был всецело оправдан чудовищной нагрузкой во время их обычных ходовых вахт. У Алексея Реутова, чья художественная проза основана на безукоризненном личном знании всех тонкостей судовой жизни, есть в повести «В стороне от фарватера» красноречивое признание здоровенного боцмана, проигравшего спор с кочегарами: «Я сам его и затеял. А чего, говорю, аристократы? Чего вы со своей лопатой носитесь? Вот я на спор отстою подряд две вахты в кочегарке, а потом еще чечетку буду бить полчаса. Заложились мы, на пять бутылок конь­ яку, пять звездочек. —Боцман усмехнулся. —Хорошо еще, что не на десять... Пять часов я молотил как бог, а потом кровь носом пошла. Прямо —хлынула, можно сказать. —Боцман опять вздохнул. —Выпили они мой коньяк, а мне дали пробку понюхать: береги, говорят, сосуды в носу. Так что лучше этот раз­ говор не подымать. Они свое дело делают, мы свое, так-то лучше...». Уместна будет здесь и выдержка из воспоминаний Леонида Степановича Селивёрстова, нашего заслуженного капитана, успевшего в 50-х поработать матросом на знаменитом ледорезе «Фёдор Литке». «Кочегары, как правило, гордились своей профессией, своей тяжелой, истинно мужской работой в море, особенно во льдах и во время шторма. Они были главной движущей силой могучих ледоколов. Рассказывали такую бай­ ку. Встретились друзья-моряки, ранее плававшие вместе кочегарами. Один ЖЕРЕБЦОВ Михаил Николаевич (1918-1994) Почетный работник морского флота (1967). В 1939 г. окончил Мурманский рыбопромышленной техникум, получил ква­ лификацию судового механика и работал в тресте «Мурманрыба». В войну служил на тральщике. В 1945— 1946 гг. — в спецкоманде по перегону тро­ фейного флота. С января 1947 г. работал в Мурманском морском пароходстве третьим, вто­ рым механиком пароходов «Сталинабад», «Душанбе», «Северная Земля», а с 1951 г. — старшим механиком пароходов «Сталинабад» и «Лигово». Принимал непосредственное участие в разработке и осуществлении мероп­ риятий по модернизации паровых судов, переводу их с твердого на жидкое топливо. В 1960 г. назначен на должность второго механика теплохода «Димитрово», а затем механи- ка-наставника Управления арктического и ледокольного флота. В 1962 г. успешно без отрыва от производства закончил Ленинградское арктическое училище, получил диплом механика-дизелис­ та. Силовые установки на всех судах его группы (типа «Пионер», «Повенец») содержались в хоро­ шем техническом состоянии, отсутствовала аварийность по механической части. В 1982 г. вышел на пенсию. Награжден орденами Красной Звезды (1945) и «Знак Почета» (1963), медалями «За отвагу» (1944) и др. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz