Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. В книге «Законы моря», написанной ещё одним нашим заслуженным капи­ таном Георгием Осиповичем Кононовичем, приведены собственные слова А. А. Качаравы, вспоминающего годы плена: «В лагере я никогда не нарушал правил хорошего тона, не жаловался, не ныл, не показывал, что голоден, устал, что мне плохо и тяжело. Какой бы гадкой ни была пища —я ел аккуратно, не торопясь, как будто в кают-компании. Очень важно, как ты носишь свою одеж­ ду. На некоторых и рваные обноски выглядят аристократичнее, чем на других хороший костюм. Я всегда защищал наших ребят от лагерного произвола и из­ девательств. Не давал им упасть духом и опуститься. Даже в лагере у нас не было нарушений субординации. Мы оставались корабельным экипажем, тем же сплоченным коллективом, но не на палубе, а в плену. Наши люди выгодно отличались от прочих и внешним видом и поведением. На рожон мы не лезли, но не позволяли и не давали повода себя унижать» (Кононович, 1996). Анатолий Алексеевич Качарава командовал на «Тбилиси» еще восемь лет вплоть до той поры, когда ему предложили возглавить вновь создаваемое Гру­ зинское пароходство. Но и там, на исторической родине, большая часть сердца этого человека была обращена к Северу, к своим незабываемым боевым това­ рищам. 1959 год знаменателен еще и вступлением в строй плавучей мастерской МГМАП. Она позволила высвободить завод от мелкого междурейсового ре­ монта, дать ему возможность ритмичнее выполнять плановую работу. Капи- тан-директором мастерской стал А. П. Избицкий, накопивший богатый опыт организации срочных междурейсовых ремонтов во время войны. В ходе модернизации флота пароходы, работавшие на угле, переводили теперь во время ремонта один за другим на жидкое топливо. Таким образом, начиная с «Зои Космодемьянской», было переоборудовано 15 судов. Постепенно ИЗБИЦКИЙ Антон Петрович (1914-1992) Начальник Базы технического обслуживания Мурманского морского паро­ ходства. Почетный работник морского флота. В 1935 г. окончил Архангельский морской техникум, получил квалифика­ цию судового механика, направлен на работу в Северное морское пароход­ ство. В 1936-м призван на службу в Советскую Армию. В 1938— 1939 гг. — механик на судах Северного морского пароходства. 1939— 1941 гг. — стар­ шина машинной группы на госпитальном судне «Воронеж» Северного фло­ та. С 1941 г. был принят прорабом на Мурманский судоремонтный завод ММФ, а в 1943-м назначен начальником филиала завода, на котором обес­ печивался ремонт военных и гражданских кораблей, участвовавших в дос­ тавке иностранных грузов в северные порты СССР. В 1944— 1946 гг. — секретарь партбюро Судоремон­ тного з-да ММФ. 1946— 1950 гг. — первый помощник капитана на судах Мурманского морского аркти­ ческого пароходства. После войны успешно осуществил капитальный ремонт пароходов «Илья Репин», «Карамзин», «Ловать», «Ржев», «Сухуми» и др. С 1950-го по 1959 гг. — старший инженер механико­ судовой службы ММП. В 1959 г. создал плавмастерскую (ныне База технического обслуживания флота) по обеспечению оперативного междурейсового ремонта судов. До 1980 г. был ее начальником. Награжден орденами Красной Звезды (1944), Октябрьской Революции (1977), «Знак Почета» (1963), медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие» и др. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz