Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. караванов осуществлял капитан-наставник с помощью авиации. Таким спосо­ бом повысилась активность ледоколов, сократились потери времени на ожидание рекомендаций. Учтены были и настоятельные предложения нашего пароходства: вместо кунгасов на арктических рейдовых выгрузках стали применяться буксиру­ емые катерами понтоны-площадки, что позволило поднять производительность грузовых работ и дало за навигацию более миллиона рублей экономии. Отлично работал только что вступивший в строй дизель-электроход «Инди­ гирка». Уже в январе судно с грузом угля, в самый разгар зимы, что само по себе было новостью, пришло в Архангельск. Это стало сенсацией. Газета «Правда Севера» писала: «Ехавшие по льду на лошадях колхозники с удивлением наблю­ дали, как большое судно без помощи ледокола шло, словно по чистой воде, про­ кладывая русло в замерзшей Северной Двине» («Правда Севера», 1958, 4 янв.). Из Архангельска «Индигирка» сразу же пошла с грузом целлюлозы в Ант­ верпен, начав тем самым экспериментальный зимний рейс с экспортным гру­ зом из замерзающего беломорского порта и открывая большие перспективы повышения эффективности заграничных перевозок. Разгрузившись в Антвер­ пене, «Индигирка» отправилась к сражающейся Кубе, откуда доставила пол­ ный груз сахара в Ригу. Экипаж этого новейшего передового судна отличился еще и тем, что в дни подготовки к XXI съезду КПСС выступил инициатором соревнования за пра­ во называться коллективом коммунистического труда. И экипажу «Индигир­ ки» (капитан А. Ф. Пинежанинов, первый помощник Л. А. Агафонов), перевы­ полнившему план 1959 года, первому на морском флоте было присвоено это высокое звание. Оно ведь и вправду было высоким на первых порах, пока его не превратили в массовое. В 1959 году пароходство пополнилось построенным в ГДР комфортабель­ ным пассажирским лайнером «Вацлав Боровский». Он развивал скорость 18 узлов и вмещал более 300 пассажиров. Капитаном на него был назначен Миха­ ил Гансович Каск, уже к тому времени зарекомендовавший себя исключитель­ но надежным безаварийным судоводителем, который в дальнейшем всей своей жизнью подтвердил и упрочил эту репутацию. Обновлялся и пополнялся флот Мурманского пароходства не только вновь спроектированными и построенными судами. Вступил в строй действующих пароход «Тбилиси». Кормовая часть этого торпедированного в 1944 году судна типа «Либерти» долгое время стояла в Мурманске и служила жильем бесквар­ тирным семьям моряков пароходства. И только в 1959 году эту половину «Тби­ лиси» соединили, сварили на архангельском заводе «Красная кузница» с носо­ вой частью однотипного американского парохода «Хорст Грей», тоже торпеди­ рованного немцами в 1945 году и потерявшего кормовую часть. А капитаном возрожденного «Тбилиси» стал безусловно, на наш взгляд, герой, хотя офи­ циально и не получивший звезды Героя, —Анатолий Алексеевич Качарава, державший на «А. Сибирякове» бой с тяжелым германским крейсером «Адми­ рал Шеер». Пройдя фашистский плен и многочисленные унизительные ста­ линские проверки, Анатолий Алексеевич сохранил в себе и даже приумножил арсенал капитанского и человеческого достоинства. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz