Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть III. СТАНОВЛЕНИЕ (1953— 1967) Воронин» и «Сибиряков» (тот самый, полученный в 1945 году от финнов). В сложных ледовых условиях при проводке последних судов они получили повреждения винтов и остановились во льдах неподалеку от Тикси. Решено было провести ремонт на месте. Предстояло на плаву сменить два гребных вала и семь винтов. Каждый из винтов весил около восьми тонн и рас­ полагался на несколько метров ниже ватерлинии. Самолетами доставили из Мурманска необходимые запасные части, обору­ дование, инструменты. В лютые 45-градусные морозы, в полярную ночь нача­ лись эти беспримерные в истории полярного мореплавания работы вдали от портов и ремонтных баз. Возглавил их на месте главный инженер пароходства С. Н. Кузнецов. Вот где пригодился ему опыт беспрецедентного ремонта на плаву ледокола «И. Сталин» в 1941 году! Коченели руки и ноги у работавших в ледяной воде водолазов, смерзались воздухопроводные шланги. Но Н. М. Тюриков, С. Я. Неумоин и другие специ­ алисты-подводники не выходили из воды, не выполнив сменного задания. Эки­ пажи судов под руководством капитанов В. И. Поташникова, Ю. К. Хлебнико­ ва и Е. А. Вавилова зачастую работали под пургой, длившейся по 6—9 дней. Героически трудились механики С. А. Малаховский, В. А. Шестаков, моторист А. К. Монахов, матрос Н. Р. Киселев. В экстремальных условиях сложнейшие ремонтные работы были успешно завершены на 15 дней раньше предполагаемого срока. Характерной и, прямо скажем, положительной особенностью арктической навигации 1958 года стало включение в перевозки большего числа судов типа «Лена» и «Днепрогэс» и освобождение от работы в Арктике старых пароходов. Это сразу снизило аварийность, естественную и часто неизбежную для судов со слабыми корпусами. Тогда же было усовершенствовано руководство морскими операциями. Трасса СМП была разделена на три участка, на каждом из которых проводку ХЛЕБНИКОВ Юрий Константинович (1900-1976). Капитан дальнего плавания, почетный полярник. Родился в Варшаве. Окон­ чил Морской кадетский корпус. Участник гражданской войны. Служил на кораблях Балтийского флота и в Онежской озерной флотилии. После окон­ чания Архангельского морского техникума в 1923 г. ходил на судах Север­ ного морского пароходства и Мурманского морского арктического пароход­ ства. Участник спасения членов экипажа дирижабля У. Нобиле «Италия». В должности старшего помощника капитана участвовал в переходе ледо­ кольного парохода «А. Сибиряков» по Северному морскому пути за одну навигацию от Мурманска до Петропавловска-Камчатского (1932). Капита­ ном ледореза «Ф. Литке» участвовал в проводке боевых кораблей с Север­ ного флота на Дальний Восток по трассе Северного морского пути. В совет­ ско-финляндской войне 1939— 1940 гг. — капитан-лейтенант, командир сторожевого корабля. В Вели­ кую Отечественную — капитан 2 ранга, командир ледоколов «А. Микоян» и «Северный ветер». В 1948 г. репрессирован. После освобождения в 1956 г. работал капитаном на ледоколах «Ермак», «Капитан Воронин», «Капитан Белоусов», «С.Челюскин». В 1976 г. вышел на пенсию. Умер и похоронен в Москве. Его именем названы 2 географических пункта и ледокол. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz