Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Спроектировать и построить в 1958—59 гг. судно-снабженец грузоподъем­ ностью 2000—2500 т класса “УЛ” с дизель-электрической установкой автоном­ ного ледового плавания целевого назначения для перевозки пассажиров и снабжения полярных точек, взамен устаревших и имеющих значительные недостатки судов типа “Дежнев”. Спроектировать и построить в 1957—58 гг. комплекс плавсредств для судов-снабженцев и для рейдовой работы на точках в Арктике в соответствии с техническим заданием, разработанным пароходством и направленным на рас­ смотрение в ГУ СМП (предлагалось, в частности, вместо кунгасов, которые при доставке к берегу грузов часто захлестывались прибойной волной и затопля­ лись, изготовлять и употреблять металлические понтоны, что и было принято к осуществлению. —В. С.) Спроектировать и построить в 1959—60 гг. судно грузоподъемностью не ме­ нее 10 тыс. т с дизель-электрической установкой автономного ледового плава­ ния (аналогичное судам типа “Лена”) для транзитных перевозок между Балтий­ ским бассейном и Дальним Востоком для замены стареющих и слабых судов типа “Ленинград”, привлекаемых до сих пор к транзитным арктическим перевозкам. Спроектировать и построить в 1957—58 гг. пассажирское судно прибреж­ ного плавания для обслуживания пассажирских перевозок в Кольском Запо­ лярье взамен слабых и нерентабельных катеров типа “Суворовец”, предназна­ ченных к перевозке туристов по Черноморскому побережью и не отвечающих условиям плавания в Заполярье» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 100). Предложения нашего пароходства были насущны и обширны: строитель­ ство порта в устье реки Обь, новых дорог, причалов, дноуглубительные работы, переключение погрузки массовых и крупногабаритных грузов из Архангель­ ска на Мурманск, что ликвидировало бы ежегодные систематические простои судов под погрузкой в Архангельске. Но для такого переключения необходимо было построить в Мурманске дополнительно 8 тысяч кв. м металлических ти­ повых складов. Пароходством было запланировано строительство технического училища на 400 учащихся, пионерского лагеря в Ленинградской области, больницы вод­ ников на 150 коек и лыжной базы (всё это рассчитывали ввести в строй в 1958 году). Планировалось строительство двух радиостанций на побережье Барен­ цева моря (для ликвидации зон непроходимости) и окончание строительства радиоцентра, проектирование которого тянулось аж с 1947 года, потому что трижды меняли площадки под этот объект (там же). В середине 50-х флот Советского Союза начал активно обновляться. Про­ порционально пополнялся и молодел флот Мурманского пароходства. В 1956 году был получен второй дизель-электрический ледокол —«Капитан Воронин», а также дизель-электроход «Ангара» (типа «Лена») и транспортные дизель- электроходы новой серии —«Днепрогэс» и «Волховгэс», построенные в Нико­ лаеве. Это были суда ледового класса грузоподъемностью свыше 5000 тонн, со скоростью хода 15,7 узла. В Польше по заказу СССР были построены паро- ходы-углерудовозы типа «Донбасс» грузоподъемностью по 4000 тонн —«Но­ вая Сибирь», «Механик Бондик», «Северная Земля», «Художник Крайнев», «Адам Мицкевич». Из Венгрии поступили «Кола» и «Акоп Акопян», бравшие 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz