Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть III. СТАНОВЛЕНИЕ (1953— 1967) А береговая бригада перетаскивает груз от берега на скалу, к домикам зи­ мовщиков. Сами зимовщики в воду лазить не решаются, но на суше старают­ ся... Накопленное ими за долгую зиму радушие совершенно неисчерпаемо, хотя спирт уже кончился, а вновь прибывший пока еще на судне... К тому времени, когда весь груз перетащен наверх, в бухту входит второй катер, с новым грузом. И так —двенадцать часов подряд... Потом все падают в сон, на целых четы­ ре часа! Морская бригада отплывает на судно, а береговая растягивает на песке два брезента, влезает между ними с головой и устраивает мощный коллектив­ ный храп. Но проснуться приходится гораздо раньше... Бешеный шквал срывает верх­ ний брезент и бросает в глаза горсти снежной крупы, тяжелой, как дробь. Мат­ росы ничего не видят в перемешанном с туманом и снегом воздухе, но их чут­ кое ухо улавливает далекий гудок своего парохода, который уходит штормо­ вать в открытое море, подальше от опасного соседства скал... Один жилой и один служебный домик зимовщиков вмещают десять чело­ век. Разместить в этих будках еще четырнадцать полногабаритных персон —ой какая задачка... Шестерым, в порядке живой очереди, приходится спать в хо­ лодном складе. Зимовщики по-братски входят в это чередование. Впрочем, никто не хнычет, и даже в складе идет морская “травля”, неизбежная в обще­ стве моряков. Кстати, с лучшими “травилами” вряд ли сравнится наша про­ славленная эстрада... И все-таки от вынужденного безделья в тесноте люди устают больше, чем от работы. Но что поделать? Остров в шестистах милях от полюса, и здесь еще нет ни гостиницы, ни дома отдыха. Дня через три шторм переносится в другую часть Ледовитого океана, светле­ ет небо, проясняется воздух. Судно возвращается и снова начинается разгрузка... Четыре месяца ползает пароход по самым дальним уголкам Арктики, где беспокойные ученые мужи обуздывают высокие широты и отчаянные синоп­ тики кашеварят погоду, иногда совпадающую с прогнозами. И на каждой по­ лярной станции ожидают моряков примерно одно и то же... И ни один моряк за четыре месяца Арктики не имеет ничего похожего на береговое человеческое воскресенье. Вся Арктика для моряков сплошь забита льдом, волной, мешка­ ми-ящиками и прочей бочкотарой. Работой забита Арктика, до краев...» (Реу­ тов, 1970. С. 336-340). В преддверии шестой пятилетки (1956—1960), первой несталинской, Ми­ нистерство морского флота собрало от пароходств пожелания, предложения по новому судостроению и развитию арктических портов. В довольно смелых, масштабных предложениях, отправленных Мурманским пароходством, многое касалось именно улучшения обстановки снабженческих рейсов. В наиболее важ­ ной, принципиальной части предлагалось следующее: «Спроектировать и пост­ роить в 1958—59 гг. судно грузоподъемностью 2500 —3000 т класса “Л” с дизель­ ной установкой для смешанного плавания в арктических водах и реках для бес- перевалочного завоза и вывоза грузов из речных портов северных областей. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz