Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Глава 2 Флот и технический прогресс января 1954 года на балансе Мурманского государственного морского арктического пароходства находилось 37 судов общей грузоподъем­ ностью около 55 тысяч тонн. По численности это ровно столько, сколько их было в 1940 году. Но, приглядевшись к составу, к техническому со­ стоянию флота, мы обнаружим, что всего 8 судов состояли на тот момент в классе Регистра СССР: пароходы «И. Репин», «Державин», «Сталинабад», «Мета», «Кама», «3. Космодемьянская», л /п «С. А. Леваневский» и моторная шхуна «Печенга». В относительно хорошем состоянии были т/х «Якан», два «логге- ра», два катера и буксир «Молоков». В более или менее удовлетворительном — ледоколы «Ермак», «И. Сталин», «Ленин», ледорез «Ф. Литке», л /п «Георгий Седов», т/х «Кооперация», буксир «Якутия» и пароходы «Ястреб», «Александр Суворов», «Ржев» и «Сухуми». В «ограниченно годном» состоянии заявлены были восемь судов: л /п «Дежнев», т/х «Ненец», плавъемкость «Буг» и парохо­ ды «Тулома», «Карамзин», «Селенга», «Лигово» и «Ловать». 14 судов работать к тому времени и вовсе не могли: пять пароходов («Сестрорецк», «Вологда», «Володарский», «Спартак», «С. Перовская») стояли в капитальном ремонте, а девять —на приколе, ожидая своего списания или, в лучшем случае, восста­ новления (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 38). Но именно в 1954 году началось обновление и преображение транспортно­ го флота. 4 марта торжественно поднят Государственный флаг СССР на ди- зель-электроходе «Лена» —судне совершенно нового типа. Разработанное советскими учеными и конструкторами, построенное в Голландии, оно отвеча­ ло всем требованиям, предъявляемым к судам, работающим во льдах. Корпус усиленного ледового класса, мощная силовая установка, позволяющая быстро и легко маневрировать ходом, объемистые трюмы, вмещающие более 5000 тонн груза, скорость хода —15 узлов, современные навигационные устройства, удоб­ ные жилые и бытовые помещения —всё это выгодно отличало дизель-электро­ ход перед судами прежних типов. 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz