Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть III. СТАНОВЛЕНИЕ (1953— 1967) тного завода. В 1955—1956 годах ЛМАагентировало десятки ледоколов и транс­ портов Мурманского пароходства. Однако в этом новом качестве Ленинградское морское агентство просуще­ ствовало недолго. Поиски наилучшей системы управления активно продолжа­ лись. На основании приказа министра МФ №49 от 18 февраля 1957 года ЛМА года было ликвидировано, а материально-имущественные ценности, оборудо­ вание и автотранспорт агентства отправлены несколькими вагонами в Мур­ манск (ГАМО. Ф. 926. On. 1. Д. 42). Всего через месяц, в апреле, упразднили Политуправление ММФ и полит­ отделы пароходств: задача политического воспитания моряков передавалась выборным органам —парткомам. В том же 1957 году Мурманское арктическое пароходство было выделено из подчинения Главсевморпути и передано в непосредственное подчинение Министерства морского флота СССР. Не столь уж продолжительная эпоха Н. С. Хрущева действительно про­ славилась многочисленными управленческими переменами. Многие из сегодня живущих хорошо помнят, как большинство общесоюзных мини­ стерств (но не наше, слава богу) были ликвидированы, а курируемые ими предприятия переданы советам народного хозяйства (совнархозам) регио­ нов. Дав временный эффект в налаживании экономических связей на местах между предприятиями различных отраслей, реформа эта в конечном счете потерпела крах: бюрократизм ведомств сменился бюрократизмом регионов. Помнится и разделение местных партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные: их здания в городах нередко стояли друг против дру­ га, но между ними выросла невидимая стена бюрократической ведомствен­ ности. В народе подобные новации уже встречались с иронией. Ходил, например, анекдот о том, что Хрущеву остаётся теперь провести реоргани­ зацию Министерства путей сообщения, разделив его на министерство «туда» и министерство «обратно». Но реформаторская деятельность Хрущева принесла и немало доброго, цен­ ного, вызвала в людях подъем самостоятельного мышления, личной инициати­ вы. Даже тот факт, что в стране появились анекдоты, следует признать явлени­ ем отрадным: при Сталине могли свободно существовать только мифы. А что касается нашей основной темы, то отдадим себе отчет в том, что имен­ но при Никите Сергеевиче Хрущеве флот Мурманского пароходства да и картина его работы начали принципиально преображаться, о чем и пойдет речь в следующей главе. Хотя, конечно, не будем забывать и о том, что всякий про­ грессивный процесс не возникает сам по себе: он подготовлен предшествую­ щими усилиями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz