Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939 —2009 гг. енном 1945 году при непосредственном участии ЛМА были отремонтированы и поставлены в строй ледоколы «Ермак» и «В. Молотов», переоборудован л /п «С. А. Леваневский», бывший во время войны плавучей ёмкостью воен­ ного флота, а полученные из Финляндии ледоколы «Войма» и «Яэкарху», что в переводе соответственно означало «Сила» и «Белый медведь», стали ледо­ колами «Малыгин» и «Сибиряков», названные так в память об известных погибших ледокольных пароходах. В 1946-м именно ЛМА, непосредственно подчинявшееся тогда Управлению Арктического флота и портов ГУСМП, укомплектовало и отправило восемь команд за судами, получаемыми по ре­ парациям. Из принятых судов назовём хотя бы ледоколы «Илья Муромец» и «Алеша Попович», а также небезызвестные нам пароходы «Ржев», «Сухуми», «Илья Репин». Оказавшись под управлением Мурманского пароходства, Ленинградское морское агентство (начальником его в последние годы был генерал-директор Браун Анатолий Алексеевич) принимало самое деятельное участие в подго­ товке судов «Обь» и «Лена» к их первой антарктической экспедиции, обеспе­ чивая приемку различного оборудования, организовывая докование этих су­ дов в Кронштадтских доках и доках Канонерского судостроительно-судоремон- МАКАРОВ Изосим Петрович (1906-1991). Почетный полярник (1955), почетный работник морского флота (1960). Работать начал с 12 лет. Участник героических рейсов в Испанию (1936— 1937). Участник северных конвоев. Ходил на пароходе «Сура», ко­ торый совершал рейсы с военными грузами в Белом, Карском и Баренце­ вом морях. В 1949 г. направлен на работу в «Арктикуголь» боцманом бук­ сирного парохода «Ленинград». В 1950 г. перешел в систему Главсевморпу­ ти. До 1970 г. работал в Мурманском морском пароходстве боцманом на пароходе «Сухуми», ледокольных пароходах «Таймыр», «Дежнев», дизель- электроходе «Лена», ледоколе «Капитан Мелехов», теплоходе «Вацлав Бо­ ровский». Участник высокоширотных рейсов в Арктику и Антарктиду. Награжден орденом Ленина (1953), медалями. В трудовой книжке И. П. Макарова 70 благодарностей. НАЗАРОВА Елизавета Константиновна (род. в 1924 г.). Одна из первых женщин-судоводителей. Родилась в 1924 г. в г. Уральске. Работала матросом на пароходе «Слет» Уральского речного пароходства. Училась в Одесском институте инженеров водного транспорта, на гидрогра­ фическом факультете Института Главного управления Севморпути. В 1947 г. получила диплом с отличием. Штурман дальнего плавания. Некоторое вре­ мя ходила в море на одном судне со знаменитым капитаном Анной Иванов­ ной Щетининой. Работала в Северном и Балтийском морских пароходствах, Министерстве морского флота. С 1957 г. работала в Мурманском морском пароходстве в должности третьего, второго, старшего помощника капитана на судах «Мета», «А. Суворов», дизель-электроходах «Цимлянск», «Рион- гэс». В совершенстве знала английский и испанский языки. Решался вопрос о ее назначении капитаном судна, но она перешла работать в Министерство морского флота. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz