Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Но все эти реорганизации пока еще не столько помогали, сколько мешали работать, плодя дополнительные потоки бумаг. Флот оставался тем же, изно­ шенным, старым. Вот что вспоминает из той поры Анатолий Тихонович Мат­ веев, работавший в ММП более полувека. «В 1954 году попал я кочегаром на “Софью Перовскую”, мощностью 500 л.с. Брала 800 тонн груза. Возили руду из Лиинахамари. Там по транспор­ теру грузили на борт, а в Мурманске ее вычерпывал портовый кран. Часов восемь длилась эта операция. И —снова в путь. Переход занимал 15—18 часов. Однажды вышли из Лиинахамари и попали в сильный шторм. Ветер был такой силы, что нас потащило к берегам Норвегии. Хорошо, два эсминца Северного флота взяли нас на буксир и довели до Кольского залива. Труд у кочегаров тяжелый, а кормежка была не ахти. Самостоятельно иска­ ли способы, как подкормиться. Обычно при подходе к Лиинахамари делали остановку на Айновых островах. Садились на шлюпку и гребли к берегу, соби­ рали там чаячьи яйца. Синеватого цвета, попахивающие рыбой, но вполне съедобные. Они вносили разнообразие в рацион. Ходил я и на “Вологде”. Там два котла работали на угле. Но уголь углю рознь. Когда использовали шпицбергенский, приходилось очень часто чистить топки. Неимоверно тяжкий труд. Польский уголь, из Силезии, забивал колос­ ники, плавился, потом никак его не выскрести. Но “голь на выдумки хитра” — решили проблему. Выгребали из поддувала золу, смачивали её и покрывали верх колосников. А лучше всего получалось, когда польский уголь наполовину смешивали с воркутинским...». В 1954 году тяжело пострадал пароход «Лигово» (капитан Ю. Г. Левин). 22 января он следовал в Англию с грузом пушнины и «под проводкой лоцмана и германского рулевого начал проходить Кильским каналом, имея скорость 8 узлов. Сзади идущее английское судно “Изаак Картер” дало сигнал обгона. П /х “Лигово” дал сигнал в ответ “разрешаю обгон” и застопорил машину, поло­ жив “право руля”, чтобы дать место для обгона с левого борта. Когда т/х “Изаак Картер” обогнал его, п/х “Лигово” дал полный ход вперед. После того, как т/х “Изаак Картер” удалился метров на 200, капитан “Лиго­ во” впервые увидел п/х “Карен Тофт” с левого борта, в расстоянии примерно 300-400 м. Когда п /х “Карен Тофт” разошелся с т /х “Изаак Картер», капитан п /х “Лигово” заметил, что “Карен Тофт” начал поворачивать влево. Капитан “Лигово” видел этот маневр и при полном ходе вперед положил руль право на борт, чтобы избежать столкновения. “Карен Тофт” продолжал поворачивать влево. Тогда капитан п/х “Лигово” дал машине полный ход назад и отдал пра­ вый якорь. Несмотря на такие принятые меры, п /х “Карен Тофт” продолжал идти влево и вскоре врезался в п/х “Лигово” в районе трюма №2» (ГАМО. Ф. 753. Он. 2. Д. 38). Судно с ценным грузом затонуло, и на совещании у начальника ГУСМП Бурханова В. Ф. при разборе этого случая признавалось, что наши транспорты, 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz