Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Но все эти реорганизации пока еще не столько помогали, сколько мешали работать, плодя дополнительные потоки бумаг. Флот оставался тем же, изно шенным, старым. Вот что вспоминает из той поры Анатолий Тихонович Мат веев, работавший в ММП более полувека. «В 1954 году попал я кочегаром на “Софью Перовскую”, мощностью 500 л.с. Брала 800 тонн груза. Возили руду из Лиинахамари. Там по транспор теру грузили на борт, а в Мурманске ее вычерпывал портовый кран. Часов восемь длилась эта операция. И —снова в путь. Переход занимал 15—18 часов. Однажды вышли из Лиинахамари и попали в сильный шторм. Ветер был такой силы, что нас потащило к берегам Норвегии. Хорошо, два эсминца Северного флота взяли нас на буксир и довели до Кольского залива. Труд у кочегаров тяжелый, а кормежка была не ахти. Самостоятельно иска ли способы, как подкормиться. Обычно при подходе к Лиинахамари делали остановку на Айновых островах. Садились на шлюпку и гребли к берегу, соби рали там чаячьи яйца. Синеватого цвета, попахивающие рыбой, но вполне съедобные. Они вносили разнообразие в рацион. Ходил я и на “Вологде”. Там два котла работали на угле. Но уголь углю рознь. Когда использовали шпицбергенский, приходилось очень часто чистить топки. Неимоверно тяжкий труд. Польский уголь, из Силезии, забивал колос ники, плавился, потом никак его не выскрести. Но “голь на выдумки хитра” — решили проблему. Выгребали из поддувала золу, смачивали её и покрывали верх колосников. А лучше всего получалось, когда польский уголь наполовину смешивали с воркутинским...». В 1954 году тяжело пострадал пароход «Лигово» (капитан Ю. Г. Левин). 22 января он следовал в Англию с грузом пушнины и «под проводкой лоцмана и германского рулевого начал проходить Кильским каналом, имея скорость 8 узлов. Сзади идущее английское судно “Изаак Картер” дало сигнал обгона. П /х “Лигово” дал сигнал в ответ “разрешаю обгон” и застопорил машину, поло жив “право руля”, чтобы дать место для обгона с левого борта. Когда т/х “Изаак Картер” обогнал его, п/х “Лигово” дал полный ход вперед. После того, как т/х “Изаак Картер” удалился метров на 200, капитан “Лиго во” впервые увидел п/х “Карен Тофт” с левого борта, в расстоянии примерно 300-400 м. Когда п /х “Карен Тофт” разошелся с т /х “Изаак Картер», капитан п /х “Лигово” заметил, что “Карен Тофт” начал поворачивать влево. Капитан “Лигово” видел этот маневр и при полном ходе вперед положил руль право на борт, чтобы избежать столкновения. “Карен Тофт” продолжал поворачивать влево. Тогда капитан п/х “Лигово” дал машине полный ход назад и отдал пра вый якорь. Несмотря на такие принятые меры, п /х “Карен Тофт” продолжал идти влево и вскоре врезался в п/х “Лигово” в районе трюма №2» (ГАМО. Ф. 753. Он. 2. Д. 38). Судно с ценным грузом затонуло, и на совещании у начальника ГУСМП Бурханова В. Ф. при разборе этого случая признавалось, что наши транспорты, 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz