Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть III. СТАНОВЛЕНИЕ (1953— 1967) Этот ледокол строился в Ньюкасле (Англия) в годы Первой мировой войны по заказу царского правительства России. Его первое название — «Св. Александр Невский». Водоизмещение 6500 т, длина 85,6 м, ширина 19,5 м, осадка 6, 24 м. Мощность 8000 л.с. Окончание строительства совпало с революциоными событиями в Рос сии, поэтому «вызволить» ледокол удалось лишь через четыре года. 3 августа 1921 г. в английском порту Эдинбург на «Ленине» был поднят флаг Страны Советов. Машина мощного по тем временам ледокола обеспечивала скорость на чистой воде 15 узлов и форсирование льдов толщиной до метра. В том же 1921 г. «Ленин» под командованием капитана Михаила Василь евича Николаева (он же был и наблюдающим за постройкой ледокола в Анг лии) стал головным кораблем Первой советской товарообменной Карской экспедиции. В дальнейшем — зимой работал преимущественно на Балтике, а летом — на Северном морском пути. Капитаном на «Ленине» с 1926 года стал Карл Павлович Эгги, затем Андрей Иванович Койвунен. За годы войны л/к «Ленин» под командованием Николая Ивановича Хром- цова (до 1943 г.) и Федора Михайловича Пустошного прошел около 30 тыс. миль, участвовал в проводке 778 транспортов, в том числе 343 союзных. За образцовую работу в этот период «Ленин» 2 декабря 1945 г. награжден орденом Ленина, а 62 члена экипажа орденами и медалями. В 1957 г. «Ленин» перебазировался на юг и, уступив своё имя могучему атомоходу, стал называться «Владимир Ильич». В 1968 г. в Севастополе его разделали на металл.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz