Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть II. У ИСТОКОВ случае, довоенный флот Мурманского пароходства не был восстановлен ни количественно, ни качественно. Впрочем, и по стране в целом восстановление шло тяжело, отставая от планового. Оставшийся после войны флот старел, по­ лученные по репарациям суда (около 150 транспортов общим тоннажем при­ мерно 300 тысяч тонн) тоже были не первой молодости. Отечественное судо­ строение только становилось на ноги. Небольшое количество новых судов ста­ ло поступать из Финляндии и Венгрии, а в конце 40-х —из Польши. Требовал незамедлительной реконструкции СРЗ ММФ. Прискорбно выг­ лядел в конце восстановительной пятилетки и Мурманский торговый порт. Особенно —причалы. Построенные до войны (а некоторые —и до революции), подвергавшиеся бомбардировке и наспех отремонтированные, они изрядно об­ ветшали. Сложно было и складировать грузы, и перерабатывать их, так как нагрузки были ограничены не только на причал, но и на подкрановые, и на железнодорожные пути. Глубины у причалов становились недостаточными для приема большегрузных судов, а подход к причалам был чрезвычайно сложен. Не дождавшись ассигнований на реконструкцию, порт своими силами, за счет средств, отпущенных на капитальный ремонт, приступил к реконструкции при­ чалов, пусть хотя бы снова на деревянных сваях. В 1951 году вышел приказ ММФ, основанный на постановлении Совета Министров СССР: «Об улучшении обслуживания пассажиров, перевозимых на судах ММФ между пунктами побережья Кольского полуострова». Значит, отпускались, наконец, средства на организацию и обустройство портопунктов в Лиинахамари, Териберке, Кильдине, Харловке, Дроздовке, Гремихе, Поное и т.д. Работа эта была поручена Мурманскому торговому порту и предполага­ лось провести ее на протяжении двух последующих лет. Об условиях работы на пассажирских судах того времени поведал ветеран пароходства Михаил Гансович Каск, который в 1934 году на пароходе «Сосно­ вец» прибыл с родителями из Архангельска в Мурманск, будучи тогда школь­ ником 5-го класса, а в 1951 году стал капитаном этого парохода, пройдя на нём все судоводительские ступени. САК0ВИЧ Виктор Станиславович (1916-1992). Почетный работник морского флота. После окончания Батумского морского техникума работал в Каспийском морском пароходстве. С июля 1942 г. по апрель 1943 г. — служил пуле­ метчиком в 254-й морской бригаде Северного оборонительного района на полуострове Рыбачий, был ранен. С 1943 г. по февраль 1944 г. — второй помощник капитана парохода «Пролетарий» Мурманского морского паро­ ходства, затем до июля 1945 г. — старший помощник капитана парохода «Сосновец». В 1945 г. назначен капитаном судов Мурманского пароход­ ства. На пароходе «Молотов» зимовал в Арктике. С 1947-го по 1967 гг. возглавлял экипажи пароходов «Державин», «Карамзин», «Илья Репин», «Кама», «Адам Мицкевич», «Душанбе» и др. В 1957 г. окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. 0. Макарова. С 1968 г. по 1978 г. — капитан-наставник Мурман­ ского морского пароходства. Награжден орденом Красной Звезды (1944), медалью «За трудовое отличие» и др. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz