Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть II. У ИСТОКОВ случае, довоенный флот Мурманского пароходства не был восстановлен ни количественно, ни качественно. Впрочем, и по стране в целом восстановление шло тяжело, отставая от планового. Оставшийся после войны флот старел, по лученные по репарациям суда (около 150 транспортов общим тоннажем при мерно 300 тысяч тонн) тоже были не первой молодости. Отечественное судо строение только становилось на ноги. Небольшое количество новых судов ста ло поступать из Финляндии и Венгрии, а в конце 40-х —из Польши. Требовал незамедлительной реконструкции СРЗ ММФ. Прискорбно выг лядел в конце восстановительной пятилетки и Мурманский торговый порт. Особенно —причалы. Построенные до войны (а некоторые —и до революции), подвергавшиеся бомбардировке и наспех отремонтированные, они изрядно об ветшали. Сложно было и складировать грузы, и перерабатывать их, так как нагрузки были ограничены не только на причал, но и на подкрановые, и на железнодорожные пути. Глубины у причалов становились недостаточными для приема большегрузных судов, а подход к причалам был чрезвычайно сложен. Не дождавшись ассигнований на реконструкцию, порт своими силами, за счет средств, отпущенных на капитальный ремонт, приступил к реконструкции при чалов, пусть хотя бы снова на деревянных сваях. В 1951 году вышел приказ ММФ, основанный на постановлении Совета Министров СССР: «Об улучшении обслуживания пассажиров, перевозимых на судах ММФ между пунктами побережья Кольского полуострова». Значит, отпускались, наконец, средства на организацию и обустройство портопунктов в Лиинахамари, Териберке, Кильдине, Харловке, Дроздовке, Гремихе, Поное и т.д. Работа эта была поручена Мурманскому торговому порту и предполага лось провести ее на протяжении двух последующих лет. Об условиях работы на пассажирских судах того времени поведал ветеран пароходства Михаил Гансович Каск, который в 1934 году на пароходе «Сосно вец» прибыл с родителями из Архангельска в Мурманск, будучи тогда школь ником 5-го класса, а в 1951 году стал капитаном этого парохода, пройдя на нём все судоводительские ступени. САК0ВИЧ Виктор Станиславович (1916-1992). Почетный работник морского флота. После окончания Батумского морского техникума работал в Каспийском морском пароходстве. С июля 1942 г. по апрель 1943 г. — служил пуле метчиком в 254-й морской бригаде Северного оборонительного района на полуострове Рыбачий, был ранен. С 1943 г. по февраль 1944 г. — второй помощник капитана парохода «Пролетарий» Мурманского морского паро ходства, затем до июля 1945 г. — старший помощник капитана парохода «Сосновец». В 1945 г. назначен капитаном судов Мурманского пароход ства. На пароходе «Молотов» зимовал в Арктике. С 1947-го по 1967 гг. возглавлял экипажи пароходов «Державин», «Карамзин», «Илья Репин», «Кама», «Адам Мицкевич», «Душанбе» и др. В 1957 г. окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. 0. Макарова. С 1968 г. по 1978 г. — капитан-наставник Мурман ского морского пароходства. Награжден орденом Красной Звезды (1944), медалью «За трудовое отличие» и др. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz