Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть II. У ИСТОКОВ угля, что нарушало стахановский график работы «Софьи Перовской» в летние месяцы. На Шпицбергеновской линии были закреплены пароходы «Селенга» и «Кама», однако ожидаемого положительного результата эти суда не дали. Они по своему техническому состоянию не только не выдерживали скоростей, но порою и выйти в рейс вовремя не могли из-за неисправности механизмов. Впервые в официальном отчете пароходства было отмечено, что использова ние на Севере воркутинских, шпицбергенских и норильских углей, особенно в осенне-зимних условиях не только порождает простои флота и срывы графиков, но и является небезопасным для плавания судов (ГАМО. Ф. 753. On. 1. Д. 22). План пятилетки пароходство выполнило с опережением, хотя план 1950 года оказался недовыполненным. Руководство МГМП в отчете само вскрыло основ ные «болячки» МГМП: «Решающая причина недовыполнения плана перевозок в 1950 году —ра бота нашего флота в отрыве от собственной базы. Наши суда, как правило, работают на грузопотоках, не тяготеющих к Мур манскому бассейну. Это затрудняет оперативное руководство флотом, кадро вый вопрос, снабжение, технический контроль, руководство соц. соревновани ем и прочее. В 1950 году долевое участие МП в перевозках, тяготеющих к Мурманскому бассейну, составило только 18,8%, тогда как между портами Балтийского моря нашими судами перевезено 104 тыс. т груза, а между южными и дальневосточ ными портами —95 тыс. т. Поэтому необходимость закрепления судов МГМП на линии Мурманск—Балтика—Мурманск очевидна, как и создание регуляр ной Умбской линии. Пароходство имеет большие резервы, но они максимально будут использо ваны только в том случае, если наши суда будут работать в поле зрения МП, на регулярных грузовых линиях, тяготеющих к Мурманску. В настоящее время аппарат МП занят в основном обслуживанием судов других пароходств, посещающих Мурманск (за 1950 год 352 судозахода). Эти суда были забункерованы, обеспечены приказ-заданиями, частично обработа ны на станциях КИМС, СБР, сделана девиация. Наш отдел снабжения, мор ская инспекция, механико-судовая служба заняты не столько своими судами, сколько вышеупомянутыми (там же)». Успешное завершение пятилетки, разумеется, не обошлось для пароходства и без наград. Самую значительную —орден Ленина —получил капитан паро хода «Сталинабад» Иван Михайлович Замятин. Вскоре флот МГМП пополнился пароходом «Лигово» голландской пост ройки 1923 года грузоподъемностью 2580 тонн и двумя однотипными сухогру зами: «Мета» и «Зоя Космодемьянская», построенными в Финляндии в 1945 году. Все-таки, жизнь пароходства, да и вообще жизнь, постепенно изме нялась к лучшему. В советской исторической литературе, в том числе и в книге Игоря Чесно- кова «Порт приписки —Мурманск», говорится, что в 4-й пятилетке транспорт ный флот был в основном восстановлен. На самом деле это не так. Во всяком 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz