Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Тут тебе и наша численность, и средняя зарплата той поры. Ведь подписка на заем, как и голосование, проходили по стране единодушно. Отказчику ведь могли тогда и душу вынуть, способов хватало. В 1950 году Министерством МФ был издан приказ «Об укреплении кадров судов загранплавания», вызванный большой текучестью этих самых кадров. Такие значительные, «судьбоносные» приказы появлялись обычно после соот­ ветствующих совместных постановлений ЦК и Совмина СССР, визируемых, а то и продиктованных самим тогдашним Хозяином. На сей раз приказом создавался платный резерв плавсостава в размере 14% от общей численности моряков загранплавания. Перемещение капитанов и стар- мехов судов загранплавания с судна на судно допускалось теперь только в ис­ ключительных случаях, с разрешения самого министра. Требовалось содержать в 1950—1952 годах на транспортных судах ежегодно 100 человек дублеров ка­ питанов и стармехов (это в сумме по всем пароходствам) из числа наиболее подготовленных дипломированных судоводителей и механиков для дальней­ шего продвижения их на должности капитанов и старших механиков судов. Раз­ решен был бесплатный показ кинофильмов во время рейсов. Самые верхние «верха» разрешили, наконец, Министерству МФ построить в 1951 году в четы­ рех портовых городах, в том числе и в Мурманске, Дом междурейсового отдыха моряков загранплавания. Сколько-нибудь значительного решения труднейшей жилищной проблемы так и не произошло. Разве можно считать кардинальным решением вопроса следующую строчку приказа: «Обязать ММФ предостав­ лять освобождающуюся жилплощадь морякам судов загранплавания» (ГАМО. Ф. 753. Он. 1.Д. 18). Если бы она наличествовала —«освобождающаяся»! В течение 1950 года суда МГМП были закреплены на двух регулярных ли­ ниях: Мурманск—Лиинахамари и Мурманск—Шпицберген. Первая в течение всего года обслуживалась пароходом «Софья Перовская». Месячная перево- зоспособность этого судна теперь доходила до 9000 тонн, против 5000 тонн в прошлые годы. Большой недостаток, мешающий работе на этой линии, — отсутствие портопункта, а также участие других пароходств в завозе сюда ОЧЕРЕДНИК Григорий Михайлович (1913-2003). Почетный полярник, почетный работник морского флота. В 1934 г. окончил Херсонский морской техникум и был откомандирован на работу в Дальневосточное морское пароходство. В 1940 г. был переведен в Мурманское морское пароходство. Участник северных конвоев. Работал помощником капитана на пароходах «Кооперация», «Володарский», «Шелонь» и др. В январе 1943 г. вместе с судном переведен на Дальний Восток. С 1949-го по 1989 гг. — капитан пароходов «Ловать», «Спартак», «Кама», дизель-электрохода «Рионгэс» Мурманского морского пароходства. Более 30 лет работал капитаном судов-снабженцев, обслуживающих отда ленные, высокоширотные полярные станции Северного морского пути. Был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, «Знак Почета», знаком «За безаварийную работу 30 лет в ММФ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz