Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Время такое, нравы такие. С одной стороны, пароходство самой сутью, судь­ бою призвано развивать связи между народами, да оно так вообще-то и дей­ ствовало своей большей частью, своей главной силой. А с другой стороны, было вынуждено этим связям препятствовать. Но, опять же, это лишь сейчас нам свойственно так рассудить. А тогда эта двойственность, эта диалектика пред­ метом рассуждений не была. Одно дело —транспортные связи, торговля. И со­ всем другое дело —идеология, которая в сороковых, пятидесятых и так далее уже не могла обойтись без «глушилок». Вместе с тем, нашим морякам в то время не хватало не столько идеологи­ ческой обработки, сколько нормальных человеческих условий для жизни, для отдыха по приходе в родной порт. В пароходском отчете за 1948 год среди прочих есть и такие слова: «Надо форсировать строительство клуба в Мурманске. Нужно, наконец, понять, что клуб важнее здесь, а не в Одессе, где в году можно почти 300 дней проводить время в садах, парках, на бульварах, а в Мурманске эта благодатная возможность полностью исключена, так как почти в течение всего года моряк, по климатическим особенностям, должен искать себе крышу. И он ее находит в ресторанах, пивных, всякого рода “знакомых”, которые готовы напоить его пья­ ным и обобрать. И только поэтому ММП имеет довольно плачевный результат по нарушению дисциплины и высокому употреблению спиртных напитков». И далее, в том же отчете: «В течение ряда лет пароходство имеет большие затруднения из-за недо­ статка в руководящих кадрах. Начиная с 1945 вплоть до 1948 года включитель­ но, в пароходстве отсутствовали начальники: планового отдела, финансового, отдела труда, механико-судовой службы, морской инспекции, ремонтной груп­ пы, отдела снабжения, главбух. В 1948 пополнение стало прибывать, приехал начальник планового отдела тов. Козейчук, хороший добросовестный и честный работник, но слабого здо­ ровья, в результате через несколько месяцев он умер. Нач-ков механико-судовой службы и морской инспекции нет до сих пор. Пароходство имеет большой недостаток в капитанах. На наш запрос Мини­ стерство прислало к-нов Куликова, Барсукова, Звонникова, Балышева, Казакова. Казаков, Куликов и Барсуков оказались алкоголиками, окончательно раз­ ложили дисциплину на судах, которыми командовали, и, наконец, Куликов, находясь в сильном опьянении, повесился. Казаков, растратив продукты, был осужден на 10 лет, Барсукова удалось отправить на его родину —в Дальневос­ точное пароходство вместе с п/х “Бухара”. Звонников был трезвым человеком, но зато оказался рвачом, проработал около полугода, принес справку инвалида II группы и уехал из Мурманска. Убедительная просьба к Министерству и Главсевзапфлоту впредь направ­ лять в Мурманск проверенных работников, и в первую очередь прислать нач-ка МСС и нач-ка морской инспекции» (ГАМО. Ф. 753. On. 1. Д. 16). Положение с жильём и в 1949 году оставалось катастрофическим. Больше 200 моряков с семьями всё еще жили на аварийных судах, которые еще в 1947 году всеми комиссиями были признаны не приспособленными для прожива­ ния: эти помещения протекали и плохо отапливались. Пароходству пришлось

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz