Семенов, В. П. Ближе к ночи : стихи, рассказы, очерки / Владимир Семенов ; [иллюстрации : Лидия Кузнецова]. – Мурманск : Данилова Т. Н., 2020. – 235 с. : ил.

Первый уровень — преднравственный (примерно до де­ сятилетнего возраста). На нём дети ведут себя в зависимости от вознаграждения или наказания, следующими за их по­ ступками, и в соответствии с сиюминутной пользой, кото­ рую могут извлечь. Точка зрения других людей в расчёт ещё не принимается. К десяти же годам ребёнок переходит на вто­ рой, так называемый конвенциальный уровень, когда человек начинает уже придерживаться условной роли, ориентируясь на принципы тех людей, которые заслуживают его уважения, преклонения. И только после 16-17 лет у детей появляется психическая возможность и потребность перейти на третий уровень нравственности, основанный на своих собственных критериях, вырастающих из рассудочной деятельности. Какой воспитательский вывод следует из исследований Кольберга? Они говорят прежде всего о том, что генети­ чески обусловленная программа психического созревания ребёнка требует, чтобы приблизительно к четвёртому году школьного обучения эстетическая доминанта образования и воспитания переходила в этическую. Этого ждёт природа подросткового детства. Не находя полноценной нравствен­ ной воспитательной пищи в школе, подросток начинает пи­ таться отбросами двора, потому что вовсе голодать он не может. Несовпадение генетически созревших этических за­ просов ребёнка со школьной программой наносит третий, часто решающий удар по его будущему, отвращая не только от школы, но подчас и от легального общества вообще. 218

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz