Семенов, В. П. Ближе к ночи : стихи, рассказы, очерки / Владимир Семенов ; [иллюстрации : Лидия Кузнецова]. – Мурманск : Данилова Т. Н., 2020. – 235 с. : ил.
Первый уровень — преднравственный (примерно до де сятилетнего возраста). На нём дети ведут себя в зависимости от вознаграждения или наказания, следующими за их по ступками, и в соответствии с сиюминутной пользой, кото рую могут извлечь. Точка зрения других людей в расчёт ещё не принимается. К десяти же годам ребёнок переходит на вто рой, так называемый конвенциальный уровень, когда человек начинает уже придерживаться условной роли, ориентируясь на принципы тех людей, которые заслуживают его уважения, преклонения. И только после 16-17 лет у детей появляется психическая возможность и потребность перейти на третий уровень нравственности, основанный на своих собственных критериях, вырастающих из рассудочной деятельности. Какой воспитательский вывод следует из исследований Кольберга? Они говорят прежде всего о том, что генети чески обусловленная программа психического созревания ребёнка требует, чтобы приблизительно к четвёртому году школьного обучения эстетическая доминанта образования и воспитания переходила в этическую. Этого ждёт природа подросткового детства. Не находя полноценной нравствен ной воспитательной пищи в школе, подросток начинает пи таться отбросами двора, потому что вовсе голодать он не может. Несовпадение генетически созревших этических за просов ребёнка со школьной программой наносит третий, часто решающий удар по его будущему, отвращая не только от школы, но подчас и от легального общества вообще. 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz