Семенов, В. П. Ближе к ночи : стихи, рассказы, очерки / Владимир Семенов ; [иллюстрации : Лидия Кузнецова]. – Мурманск : Данилова Т. Н., 2020. – 235 с. : ил.

бальных коммуникаций хорошее знание языка междуна­ родного общения необходимо; знаем и то, что разговорный язык легче всего даётся в младенчестве. Знаем, но не даём, и — если называть вещи своими именами — совершаем тем самым первое серьёзное преступление против человеческой личности. Первое, но, как вы, наверное, уже догадываетесь, не по­ следнее. К шести, семи годам, на фоне постепенно затухающе­ го периода лингвистической компетенции, начинается критический период эстетической компетенции растущей личности. До того рисование, лепка, танцы и прочие арти­ стические упражнения не столько развивают ребенка эсте­ тически, сколько помогают успешному завершению стадии сенсомоторного развития. А начало школьного возраста как раз совпадает с моментом созревания ребёнка для ар­ тистических штудий, что и подтверждается практикой при­ ёма детей в музыкальную школу. Но сегодня музыкальное образование — удел микроскопически незначительного меньшинства, причём удел тяжёлый, сверхурочный, из­ лишне специализированный, а потому обычно и нелю­ бимый ребёнком. Урочная же школа вместо того, чтобы воспользоваться созревшими структурами детского вос­ приятия и воспроизведения музыки, живописи, танца, ху­ дожественного слова; вместо того, чтобы сделать начальное обучение эстетическим в самой основе, где и чтение, и пись­ мо, и необходимые начала математики росли бы из той же 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz