Семенов, В. П. Ближе к ночи : стихи, рассказы, очерки / Владимир Семенов ; [иллюстрации : Лидия Кузнецова]. – Мурманск : Данилова Т. Н., 2020. – 235 с. : ил.

Наиболее яркий пример — критический период освое­ ния родного языка. Это возраст примерно от полутора до четырёх-пяти лет. За это время ребёнок без всяких видимых усилий набирает большой словарный запас и достигает до­ вольно высокого семантического уровня (то есть, приобре­ тает способность понимать значения слов, неразличимых по звучанию, но имеющих разный смысл в зависимости от контекста), и уже сам строит фразы согласно синтаксису, «изобретая» при этом порою свежие, забавные словесные фигуры. Но если мы на это время изолируем ребёнка, вы­ рвем его из естественной языковой среды, как это бывало с реальными маугли, — поезд, как говорится, уходит. И чем дальше, тем больше малыш теряет свою генетически запро­ граммированную способность; родной язык ему уже даётся с ‘трудом. Хорошо, что такие выпадения случаются исклю­ чительно редко, и поэтому обычно у детей нет проблем с освоением основного обиходного языка, хотя никто их специально не учит. Они и без какой-либо нашей целевой программы хорошо научаются разговору (грамотному или безграмотному — это уж полностью зависит от окружения). Здесь критический период совпадает с подачей учебного ма­ териала. Ребёнок и сам нас поторопит, растормошит своими бесконечными вопросами, а своего не упустит, — научится вовремя. Если же он родился в двуязычной семье, то заодно, опять же без особого труда, освоит и второй язык, переняв любое произношение, хотя бы и оксфордское. 207

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz