Семенов, В. П. Ближе к ночи : стихи, рассказы, очерки / Владимир Семенов ; [иллюстрации : Лидия Кузнецова]. – Мурманск : Данилова Т. Н., 2020. – 235 с. : ил.
Наиболее яркий пример — критический период освое ния родного языка. Это возраст примерно от полутора до четырёх-пяти лет. За это время ребёнок без всяких видимых усилий набирает большой словарный запас и достигает до вольно высокого семантического уровня (то есть, приобре тает способность понимать значения слов, неразличимых по звучанию, но имеющих разный смысл в зависимости от контекста), и уже сам строит фразы согласно синтаксису, «изобретая» при этом порою свежие, забавные словесные фигуры. Но если мы на это время изолируем ребёнка, вы рвем его из естественной языковой среды, как это бывало с реальными маугли, — поезд, как говорится, уходит. И чем дальше, тем больше малыш теряет свою генетически запро граммированную способность; родной язык ему уже даётся с ‘трудом. Хорошо, что такие выпадения случаются исклю чительно редко, и поэтому обычно у детей нет проблем с освоением основного обиходного языка, хотя никто их специально не учит. Они и без какой-либо нашей целевой программы хорошо научаются разговору (грамотному или безграмотному — это уж полностью зависит от окружения). Здесь критический период совпадает с подачей учебного ма териала. Ребёнок и сам нас поторопит, растормошит своими бесконечными вопросами, а своего не упустит, — научится вовремя. Если же он родился в двуязычной семье, то заодно, опять же без особого труда, освоит и второй язык, переняв любое произношение, хотя бы и оксфордское. 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz