Семенов, В. П. Ближе к ночи : стихи, рассказы, очерки / Владимир Семенов ; [иллюстрации : Лидия Кузнецова]. – Мурманск : Данилова Т. Н., 2020. – 235 с. : ил.

хотя и совершались на полном серьёзе, но, по сути, были взрослыми вариантами подростковых разборок, борьбой за справедливость, как её тогда понимали. Результат нередко был далёк от подлинной справедливости, но сама идея спра­ ведливости обычно торжествовала, за неё ложились кость­ ми, потому что она считалась безусловным Добром, а Добро было непререкаемым принципом и ценностью средневеко­ вого существования. Согласно с ним были устроены и школы — родники общества. Школа теперь, как правило, располагалась под сводами церкви или за стенами монастыря, и воспитывала не иначе, как в духе христианской религии. Молитвы, цер­ ковное пение, счёт, латинская грамота (единственная гра­ мота богослужения) — вот и всё школьное просвещение Средневековья. Детям дворян, правда, давали повышенное образование, где имели место так называемые «семь сво­ бодных искусств» (отголосок античности), но и они при­ обрели богословскую закваску. Школа открыто объявляла себя «служанкой богословия», «питомником послушания». Типичный человек Средневековья смиренно считал себя работником Господа, вечным отроком Господним. Слово «отрок» по-древнерусски так и значило: слуга, работник. «Жить — Богу служить», — гласила заглавная пословица наших православных предков... Переступая далее из «подростковой» эры Средневеко­ вья в Европу Нового и Новейшего времени, мы уже можем 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz