Семенов, В. П. Ближе к ночи : стихи, рассказы, очерки / Владимир Семенов ; [иллюстрации : Лидия Кузнецова]. – Мурманск : Данилова Т. Н., 2020. – 235 с. : ил.
хотя и совершались на полном серьёзе, но, по сути, были взрослыми вариантами подростковых разборок, борьбой за справедливость, как её тогда понимали. Результат нередко был далёк от подлинной справедливости, но сама идея спра ведливости обычно торжествовала, за неё ложились кость ми, потому что она считалась безусловным Добром, а Добро было непререкаемым принципом и ценностью средневеко вого существования. Согласно с ним были устроены и школы — родники общества. Школа теперь, как правило, располагалась под сводами церкви или за стенами монастыря, и воспитывала не иначе, как в духе христианской религии. Молитвы, цер ковное пение, счёт, латинская грамота (единственная гра мота богослужения) — вот и всё школьное просвещение Средневековья. Детям дворян, правда, давали повышенное образование, где имели место так называемые «семь сво бодных искусств» (отголосок античности), но и они при обрели богословскую закваску. Школа открыто объявляла себя «служанкой богословия», «питомником послушания». Типичный человек Средневековья смиренно считал себя работником Господа, вечным отроком Господним. Слово «отрок» по-древнерусски так и значило: слуга, работник. «Жить — Богу служить», — гласила заглавная пословица наших православных предков... Переступая далее из «подростковой» эры Средневеко вья в Европу Нового и Новейшего времени, мы уже можем 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz