Семенов, В. П. Ближе к ночи : стихи, рассказы, очерки / Владимир Семенов ; [иллюстрации : Лидия Кузнецова]. – Мурманск : Данилова Т. Н., 2020. – 235 с. : ил.
из мифа слышался их наставительный повелительный го лос, передаваемый из поколения в поколение. Этим голо сом нельзя было пренебречь — забыть или ослушаться, — иначе, по представлениям доисторических людей, племя распадётся и погибнет, словно человек, потерявший душу. В формах мифа и ритуала выступала коллективная душа племени, и первобытный ребёнок сызмала впитывал в себя это племенное мироощущение, рос в нём, набирался бы товых, трудовых навыков, и вот уже проходил через обряд совершеннолетия, и воспитывал уже своих детей, но при внешней взрослости оставался ребёнком по типу духовной культуры, сохранял в себе «архетип младенца», по термино логии Юнга, то есть такое состояние сознания, когда мыш ление и воля ещё не выделены, не освоены человеком как что-то лично ему принадлежащее. Доисторический человек даже и в умудрённой старости своей не мог утверждать, что он думает сам, своим интеллектуальным усилием. Он счи тал, что «в нём думается», что мысли приходят к нему извне, и воля в нём возникает помимо его собственной воли. При таком состоянии психики мир воображения, мифический мир первопредков оказывается для человека значимее ре ального мира: душа самоуправна, и может отрицать очевид ную действительность ради своего равновесия. Сходное состояние психики мы можем наблюдать и в наших маленьких детях, пока они ещё очарованы ми ром сказок, пока не окунулись с головой в холодную купель 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz