Семенов, В. П. Ближе к ночи : стихи, рассказы, очерки / Владимир Семенов ; [иллюстрации : Лидия Кузнецова]. – Мурманск : Данилова Т. Н., 2020. – 235 с. : ил.

никающее развитие искусств: музыки, театра, скульптуры, риторики, поэзии. Отсюда культ прекрасного тела и непо­ мерное значение Олимпиад, чьё расписание стало даже ос­ новой летоисчисления. Но дело не только и не столько в необычайном разли­ ве искусств, сколько в том, что под власть красоты подпали и добро, и истина. Ими не пренебрегали, нет. Прекрасные поступки и прекрасная истина тоже входили в объём идеала, но понимались эстетически. Истину и добро искали на пу­ тях красоты. Основная нравственная норма эллина — «ничего сверх меры» — есть по сути эстетическая, а не этическая норма. Она представляет добродетельную жизнь как искусство отыскания «золотой середины», которая, по утверждению Аристотеля, находится между двумя пороками: между из­ бытком и недостатком. Быть добродетельным — значит ис­ кусно лавировать между скупостью и мотовством, между безрассудной отвагой и трусостью, между распущенностью и бесчувственностью и т. д. Для определения должного по­ ведения применяется принцип гармонизации двух проти­ воположностей, принцип эстетический. Столь же явственная печать Красоты лежит и на язы­ ческой Истине. Понятие «эксперимент», введённое Аристо­ телем, хотя и означало наблюдение за вещами, за их свой­ ствами в изменяющихся условиях, однако в древнем мире ещё не было важнейшей основы для научного эксперимен­ 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz