Семенов-Тян-Шанский О.И. Северный олень. Москва, 1977.

стали смотреть на оленеводство как на коммерчески выгодное дело... Однаюо ,в эпоху капитализма оленеводческое хозяйство у саамов велось ■примитивно'».' «В 1887 году из Печорского уезда в центральную часть Кольского полуострова переселились четыре семьи коми (ижемцев) с 5 тысячами оленей. Это были энергичные и предприимчивые люди. Покинуть Боль- шеземельскую тундру их заставили трудности в прокормлении скота — многие пастбища были заражены возбудителями копытки и других болезней, от которых страдали и гибли олени... В Ловозерской тундре для разведения оленей имелись несравненно лучшие условия, и коми ревностно принялись за дело. Они вели хозяйство коммерчески и на более высоком, чем саамы, культурном уровне: применяли круглого­ дичный выпас животных под присмотром специалистов-пастухов...» (1972, с. 344—345). По всей вероятности, главной предпосылкой роста оленеводства на Кольском полуострове в XIX в. послужило сильное сокращение числен­ ности диких животных, отчего снизилась пастбищная нагрузка и увели­ чился запас ягельных кормов. В решении богатых ижемских оленево­ дов гнать свои стада за тысячи километров, в обход Белого моря, на Кольский полуостров, перспектива богатых пастбищ, наверное, играла не меньшую роль, чем эпизоотии, опустошавшие эти стада на родине. Иммиграция ижемцев ускорила развитие и саамского оленеводства. Ижемцы привили здесь более прогрессивную систему содержания стад, швели в общее употребление сани и сбрую ненецкого образца. Местная саамская к е р еж к а \ запрягаемая одним-двумя оленями, малопригодна для перевозки грузов, поэтому сбруя, увеличивающая тяговое усилие оленя, и сани увеличили возможность использования оленей как транс­ портного средства. Я еще застал рассказы о том, как в годы первой мировой войны зимой по озеру Имандра проходили «райды» (поезда из оленьих упряжек) с боеприпасами и другими военными грузами. Позднее, в первые годы промышленного освоения Кольского полуостров ва, в местах, отдаленных от железной дороги, олени служили единст­ венным видом транспорта. Не меньшее значение оленный транспорт имел и в годы Великой Отечественной войны, и только в 1960-х годах он был окончательно вытеснен воздушным. Нам не удалось найти в литературе сведений об удельном весе до ­ ходов от транспорта в балансе оленеводческих хозяйств; можно думать, что он был довольно велик и в свое время стимулировал развитие оле­ неводства. ЧИСЛЕННОСТЬ СЕВЕРНОГО ОЛЕНЯ В известной сводке «Млекопитающие Советского Союза» запасы тундрового дикого оленя в трех главных очагах его распростране­ н и я— на Таймыре, в дельте Лены и в Яно-Индигирских тундрах — оце­ ниваются в 250—300 тыс. голов, а затем отмечается, что «на остальном протяжении ареала, по площади в несколько раз более обширном, чис­ ленность диких северных оленей не превышает 100 тыс. голов» (Геп- тнер и др., 1961, с. 324). После выхода в свет этой сводки основным способом учета копыт­ ных как в нашей стране, так и за рубежом стал авиаучет. Применение сходной техники учета и обработки полученных данных позволяет опре­ 4 Кережка — санки на одном полозе в форме лодки с обрезной кормой. И

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz