Семенов-Тян-Шанский О.И. Северный олень. Москва, 1977.
Заметим, что ни один из цитированных нами авторов не упоминает о возможности вторичного происхождения диких оленей, путем одича ния домашних. Напротив, Чарнолуский (1930, с. 59) д аж е подчеркивает, что в представлении лопарей (саамов) домашний олень происходит от дикого («домашний считается дикарского роду» ). Литературные указания позволяют проследить непрерывное существование диких оленей на Кольском полуострове с легендарных времен до наших дней. Разговоры о том, что на Кольском полуострове исконный дикий олень полностью истреблен, а те олени, которых называют «дикарями», представляют собой одичавших домашних, относятся к периоду между первой и второй мировыми войнами, к тому (времени, когда «дикарь» был действительно близок к истреблению и ареал его был разорван. В научной литературе эта версия не нашла отражения, очевидно пото му, что она не могла быть подтверждена фактами. Дикие и домашние олени, как уже было упомянуто выше, легко скрещиваются между собой и в пределах одной местности представля ют единый генотип. Такая ситуация возможна только до тех пор, пока в природе сохраняется дикая форма, наряду с домашней. В наше вре мя такой тип взаимоотношений существует, по-видимому, только у трех видов: северного оленя в Евразии и лошади и двугорбого верблюда в Монголии. Скрещивание диких жеребцов тарпанов с домашними кобы лами и одичание последних наблюдались в Европейской России вплоть до XVIII в., в Западной Сибири — до середины XIX в., а в Монголии лошадь Пржевальского скрещивается с домашней и в наши дни (Дагва, 1954). В связи с этими фактами в свое время высказывались сомнения, не были ли дикие лошади и верблюды в действительности одичавшими до машними, такими же как мустанги в Северной Америке или «дикие» верблюды в Австралии. Интересно, что у исследователей, наблюдавших живого верблюда в природной обстановке, начиная с Н. М. Прж еваль ского, впервые доставившего шкуры и скелеты этих животных из Мон голии в 1878 г., не возникало вопроса о вторичном происхождении дикой формы верблюда. Доржин Эрегден Д агва (1954), подтверждая факт нередкого скрещивания диких самцов с домашними верблюдица ми, вместе с тем решительно отвергает предположение о происхожде нии диких верблюдов от одичавших домашних. Другой монгольский зоолог высказывается поэтому поводу следующим образом: «Мы склон ны считать ныне обитающих диких верблюдов первично дикими. Труд но предполагать, что за короткое время могли возникнуть у потомков одичавших верблюдов присущие им «дикие» признаки, резко отличаю щие их от домашних, тем более что условия существования диких и до машних верблюдов существенно не различаются» (Цэвэгмид, 1970, с. 873). Решающие аргументы в вопросе о статусе диких форм всех трех видов одни и те же — преемственность поколений дикой формы живот ного и мнение аборигенов по этому вопросу. Наличие или отсутствие морфологических различий не имеет большого значения. Быстрый рост оленеводства как самостоятельной отрасли хозяйства в XIX в. был связан, с одной стороны, с сокращением численности ди кого оленя, а с другой — с изменением экономической конъюнктуры. По этому поводу И. Ф. Ушаков пишет: «Рост поголовья оленей у саамов был вызван рядом причин. Все меньше становилось диких оленей — они водились лишь в малодоступ ных горных и лесных местах. Потребности в мясе и шкурах приходи лось удовлетворять путем разведения домашних оленей. ...С установле нием пароходного сообщения заметно возрос спрос на шкуры и мясо оленей. Цены на продукты оленеводства повысились. Зажиточные саамы 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz