Семенов-Тян-Шанский О.И. Северный олень. Москва, 1977.
этих случаях масть интродуцированных оленей и в каком направлении. Переход человека от охотничьего промысла к оленеводческому хо зяйству был обусловлен в свое время социально-экономическими стиму лами. В. Г. Богораз-Тан по этому поводу приводит характерные пого ворки эвенов (охотников) и чукчей (оленеводов): «У охотника пита ние неверное», «Наша еда вокруг нас на ногах ходит», «Наша еда р а стет, пока мы спим». Мы сопоставляем две формы использования северных оленей на той стадии, когда они уже хорошо дифференцировались; очевидно, что для этого оленеводство должно было пройти долгий путь развития. Несом ненно, что вначале человек приручал оленей не для того, чтобы исполь зовать их мясо или шкуру. Скорее всего он приручал их для охоты, в качестве манного животного, для маскировки стрелка при подходе его к диким оленям, а может быть — как вьючное животное. Этнограф В. В. Чарнолуский еще в 1927 г. записал в восточной части Кольского полуострова устные предания саамов: «В вежное вр ем я1 у каждого лопаря оленей было помалу и употреблялись для езды и в качестве охотничьих животных («манщиков»). Досельные2 лопари были знаме нитые охотники и промышляли больше всего дикар ей3, мясом которых питались, еще брали куропаток и рыбу» (Чарнолуский, 1930, с. 26). Хотя сообщенные Чарнолуским опросные сведения не поддаются точной датировке, фактическая сторона их подтверждается докумен тальными материалами: «По переписи 1786 года у саамов Кольского уезда имелось 4713 оленей... Для большинства саамов оленеводство еще не стало ведущей отраслью хозяйства. Оленей обыкновенно держали лишь для транспортных нужд. Потребности в мясе и шкурах удовлет ворялись в основном путем охоты на диких животных» (Ушаков, 1972, с. 216). Исторические сведения, по которым можно судить о статусе дикого оленя, к сожалению, скудны. Ф. Д. Плеске, пересекший в 1880 г. весь Кольский полуостров, от Кандалакши до Колы, сообщает: «На Иманд ре, где в прежние годы олень жил в баснословном количестве, он встре чается и теперь, хотя постоянные преследования грозят или истребить его здесь совершенно, или по крайней мере оттеснить в самые глухие места. Еще по словам академика Миддендорфа, волки загоняли иног да «а тундры стада оленей в 300—400 штук, теперь о таких стадах не может быть и речи». И далее: «В окрестностях озера Имандра... олени водятся теперь на более отдаленных тундрах, каковы Хибины горы, Чу ни и Монча-тундры, но поодиночке встречаются еще повсюду» (1887, с. 144). Добавим от себя, что появление диких оленей на Имандре в «басно словном количестве» скорее всего объясняется временной концентраци ей их в процессе тех самых миграций, о которых позднее писал В. В. Чарнолуский. Стада в сотни голов, попадавшиеся на горных тунд рах во время путешествия А. Ф. Миддендорфа, совершенного в 1840 г., были, очевидно, такого же происхождения, как и стада, которые мы на блюдали на горных тундрах заповедника в 1930-х годах: они образуют ся в связи с местными вертикальными миграциями. Плеске считал, что численность диких оленей контролируется волками, но в этом вопросе с ним трудно согласиться. Упоминая об оттеснении диких оленей «в самые глухие места», тот ж е Плеске, очевидно, имел в виду места, глу хие для людей, но не для волков. 1 Вежное время — эпоха, когда саамы не знали другого жилища, кроме вежи (род шалаша, отопляемого костром); здесь этот термин означает «в глубокую старину». 2 Досельный — старинный. 3 «Дикарь» — употребительное на Кольском полуострове название дикого северного оленя. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz