Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Помещения для экипажа были тёплыми, сухими и светлыми, что имело важное значение при длитель­ ных и утомительно однообразных плаваниях в Арк­ тике. По указанию адмирала для команды построи­ ли просторную баню. Кстати, флотских офицеров, служивших под командой С. О. Макарова, всегда поражали фантас­ тическая энергия и беспредельно разнообразные зна­ ния «беспокойного» адмирала. Современники с восторгом рассказывали, что адмирал умел абсолют­ но всё — с утра учил артиллеристов стрелять из башенных орудий главного калибра, днём наставлял кочегаров, как легче и эффективнее держать пар на марке, а вечером увлечённо обучал поваров и хлебо­ пёков искусству варить настоящий флотский борщ и выпекать вкусный хлеб. Ну, а что касается вновь созданного корабля, то в конце XIX века это был поистине необычный по размерам и мощности, суперсовременный полярный ледокол, небывалое инженер­ ное сооружение. А идея адмирала С. О. Макарова: «к Северному полюсу напро­ лом!» казалась его авторам и всем морякам-полярникам вполне реальной. Вся мор­ ская общественность европейских стран восхищалась действительно гениальными замыслами русских учёных и инженеров —авторов проекта этого уникального ле­ докольного исполина. Первым командиром «Ермака» был Михаил Петрович Васи­ льев —высокообразованный, опытный морской офицер, капитан 2-го ранга, талан­ тливый ученик, помощник и соратник адмирала Макарова. Они, к несчастью, вмес­ те и погибли в начале русско-японской войны в 1904 году, когда флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине и затонул на внешнем рейде Порт-Артура. После подъёма флага «Ермак» вышел в свой первый рейс и 4 марта 1899 года прибыл в Кронштадт. Современники вспоминали, что еще на подходе к порту тыся­ чи людей вышли на лёд приветствовать этот корабль необычных форм и размеров. А ледокол легко и свободно шел в сплошном (хотя и балтийском) зимнем льду, оставляя за собой широкий канал чистой воды. А когда через несколько дней он подходил к Ревелю (Таллину) во главе проводимого им каравана из десятка транс­ портных судов, то вызвал всеобщее восхищение. Газеты были полны статей и сооб­ щений о действиях нового могучего корабля. Они в самых оптимистичных вариан­ тах рассказывали об оживлении и расширении морской торговли между прибалтий­ скими и европейскими странами в зимний период. Это был первый триумф ледокола и его создателей. Далее трудовая биография «Ермака» складывалась весьма непросто. При про­ ведении первых испытаний ледокола в полярных льдах около Шпицбергена и Зем­ ли Франца-Иосифа в арктические навигации 1899—1901 годов его преследовали различные неудачи. Причин к тому было, к сожалению, довольно. Главными из них оказались технические —неудачное расположение некоторых механизмов, в част­ ности, носовой машины и винта, наблюдалась большая вибрация корпуса, оказался слабым набор в наиболее ответственных местах на уровне и ниже ватерлинии. Были С. О. Макаров 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz