Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Ледокол «Ермак» Ист.: Международный полярный год. История и перспективы. — СПб, 2007 Строительство ледокола поручили английской судостроительной компании «Армстронг и Витвор» в Ньюкасле. Стоимость постройки ледокола оценивалась в полтора миллиона рублей. В октябре 1898 года он был спущен на воду. При большом скоплении участников торжества жена будущего капитана Мария Николаевна Васи­ льева разбила о стальной форштевень корабля бутылку шампанского и нарекла его именем «Ермак». 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1899 года на ледоколе под­ няли государственный флаг России. С этого дня первый линейный полярный ледо­ кол «Ермак» вступил в состав действующего флота и работал шестьдесят четыре года. Что же представлял собой новый ледокол? Если кратко об основных его разме­ рах, то они были таковы: длина —98 метров, ширина —22 метра, толщина ледового пояса —29 мм, остальная часть обшивки —18 мм. Весь корпус ледокола разделялся на 44 водонепроницаемых отсека, борта и днище были двойные, что обеспечивало надёжную непотопляемость корабля. Борта ледокола имели наклон к диаметраль­ ной плоскости в надводной и подводной части. Они были плавно закруглены, что придавало корпусу в целом характерную форму яйца. У такого ледокольного кор­ пуса были два очень важных преимущества: первое —при сжатии льды не давили на него под прямым углом, а как бы скользили по обшивке вниз или вверх и второе — такие обводы корпуса обеспечивали большую проходимость во льдах. Над корпусом ледокола возвышались сравнительно небольшая по размерам элегантная надстройка, две высокие дымовые трубы и стройная мачта. Полное во­ доизмещение (вес корабля со всеми запасами и экипажем) составляло 9 тысяч тонн, осадка с полными запасами —около 9 метров. На ледоколе были установлены четы­ ре главные паровые машины (вскоре носовая была снята). Суммарная мощность машин —10 тысяч индикаторных сил. Ледокол с постройки имел 12 паровых кот­ лов, но впоследствии два были сняты. Максимальная скорость на чистой воде — около 16 миль в час, а расход угля при работе на полной мощности составил 100 тонн в сутки. Степан Осипович Макаров ввёл на ледоколе много усовершен­ ствований для пользы делу и удобствам людей. На мостике была создана закрытая рубка для рулевого —укрытие для штурманов от непогоды на крыльях мостика. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz