Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Ч а с т ь II АРКТИЧЕСКАЯ ТРАССА ВДОЛЬ СИБИРСКИХ БЕРЕГОВ Свинцовый блеск громады океана, Блеск серебра в вершинах снежных гор, Горящих в дымке нежного тумана, И смерть, и холод, и простор!.. В. Гиляровский Начало ледокольного флота России Д ля российских исследователей Арктики уходящий XIX век ознаменовался историческим событием огромной важности. В составе Российского флота появился первый в мире могучий полярный ледокол «Ермак». Русские люди века­ ми стремились к Северу с его необозримыми просторами и неизведанными богат­ ствами. Мысль об открытии Северного морского пути для плавания в Тихий океан несколько веков волновала умы полярных исследователей, мореплавателей, учёных. Десятки экспедиций снаряжались для изучения морей Ледовитого океана. Но ни одна из экспедиций не ставила и не могла ставить цель активной борьбы с полярными льдами —не было кораблей, приспособленных для самостоятельного плавания в ледовитых арктических морях. Впервые идею создания корабля способного бороться с многолетними льдами Арктики и активно плавать в морях Северного океана выдвинул прославленный русский флотоводец, учёный и горячий патриот России Степан Осипович Мака­ ров. А великий русский учёный, профессор Д. И. Менделеев и министр финансов граф С. Ю. Витте усмотрели в этой идее «большую пользу для науки и весьма воз­ можные будущие выгоды для российской торговли и промышленности». Бывали же в России истинно государственные умы! Они активно поддержали идею адми­ рала, а затем оказывали ему постоянное содействие в реализации проекта. Специальная комиссия под руководством С. О. Макарова разработала проект и технические условия на постройку ледокола, которые были утверждены в 1897 году. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz