Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Однако в тот период, когда прочность и возможности судов, работавших в Арк­ тике, а также средства, которыми располагали исследователи, были весьма ограни­ чены, основные цели и задачи исследователей сводились главным образом к обсле­ дованию и получению некоторых знаний о природе этого сурового и малоизвест­ ного края. Моряки, гидрографы, учёные занимались в доступных им возможностях изучением ледового режима арктических морей, распределением и движением ле­ довых масс и возможностей плавания в различных, в основном, прибрежных райо­ нах, в первую очередь, на юго-востоке Баренцева и юго-западе Карского морей. Плавания в тот период были, как правило, одиночные, экспедиционного характера. Грузоперевозки практически не осуществлялись. И, вероятно, можно сделать заключение о том, что экспедиционные парусные суда: яхта «Заря» Э. Толля, шхуны «Святой мученик Фока» Г. Седова и «Святая Анна» Г. Брусилова окончательно «закрыли» эпоху арктического парусного флота России. Уже властно заявлял о своём вступлении в Арктику следующий XX век — время кораблей с паровыми энергетическими установками с их огромными потен­ циальными возможностями. На Кронштадтский рейд, легко взламывая зимний ледовый панцирь, пришел вновь построенный первый в мире линейный ледокол арктического класса легендарный «Ермак». И всё настойчивее проявлялось стремление передовых русских людей: учёных, моряков, исследователей к крупномасштабному освоению северных окраин вели­ кой страны и обретению, наконец, надёжного морского пути —созданию нацио­ нальной транспортной магистрали вдоль сибирских берегов. Всё острее чувствова­ лась необходимость соединить транспортными связями европейскую часть России с её северными и, особенно, дальневосточными регионами. Но, далее —обо всём по порядку...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz