Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

критические выпады, решительные «доводы» различных кабинетных «исследова­ телей» —занятия неблагодарные и по большому счёту —некорректные. По прихо­ ду в бухту Тикси яхта «Заря» была оставлена на зимовку, а команда отправилась в Петербург, куда прибыла в декабре 1902 года. Э. В. Толль с тремя спутниками оста­ лись где-то севернее Новосибирских островов. Судьба этих отважных исследовате­ лей пока еще была неизвестна. Лейтенант Колчак на острове Беннета О днако офицеры экспедиции Ф. А. Матисен и А. В. Колчак не теряли надежды на спасение попавших в беду товарищей. По возвращении в Петербург лейте­ нант Колчак буквально через несколько дней сделал срочный доклад об итогах экс­ педиции и призвал руководителей Академии наук выделить ему необходимые сред­ ства —минимальную сумму для организации спасательной экспедиции. Адмирал С. О. Макаров со свойственной ему решительностью тут же предложил отправить­ ся на «Ермаке» на помощь оставшимся на необитаемых островах исследователям, но его не поддержали —было слишком рискованно обречь большое судно и сотни людей на вынужденную зимовку в арктических льдах. А главное, на пути в далёкий и трудный поход не было ни одной промежуточной базы с запасами угля. Необходимо отметить, что реакция руководителей Академии наук на призыв лейтенанта Колчака оказалась скорой и положительной. Было принято решение создать спасательную партию под его руководством и весной—летом 1903 года попытаться найти группу Э. В. Толля и оказать им помощь. Получив согласие, Александр Колчак начал энергично заниматься организацией спасательной партии. Уже менее, чем через месяц, в январе 1903 года, он отправился из Петербурга в Архангельск. Дело в том, что академик Ф. Н. Чернышев —сам полярный исследо­ ватель, настоятельно рекомендовал Колчаку взять себе в помощники для такого рискованного похода 4-5 мезенских промышленников-зверобоев —людей крепких, невероятно выносливых и отважных для работы в арктических льдах. В результате этой поездки и была сформирована спасательная партия: руководитель лейтенант Колчак, четыре мезенца-зверобоя и два военных моряка, всего семь человек. На долю этих мужественных людей выпал труднейший путь: на лошадях, оле­ нях, собаках, а где и пешком в разгар сибирской зимы. От Архангельска почти через всю Сибирь —«неведомую, дикую, седую», какой представлялась она в народном сказании, до устья Лены пробирались путешественники. Морозы достигали сорока градусов, а поездка продолжалась почти четыре месяца. 5 мая 1903 года Александр Колчак со своими спутниками прибыл в Тикси. После небольшого отдыха моряки сняли со стоявшей в бухте на зимовке «Зари» судовой вельбот, поставили и закрепили его на двойные оленьи нарты и, завершив необходимые приготовления, отправились на Новосибирские острова. По заснежен­ ной тундре, морским льдам, через торосы и трещины во льдах люди вместе с собака­ ми тащили нарты с тяжелым вельботом и припасами. Наконец, достигли острова Котельный в архипелаге Новосибирских островов. Закончился так называемый «санный» путь. Здесь спасательной партии предстояли небольшой отдых и подго­ товка к морскому походу. Во второй половине июня, когда льды береговых припаев взломало и немного разнесло ветрами и течением, лейтенант Колчак с помощниками отправился на 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz