Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
критические выпады, решительные «доводы» различных кабинетных «исследова телей» —занятия неблагодарные и по большому счёту —некорректные. По прихо ду в бухту Тикси яхта «Заря» была оставлена на зимовку, а команда отправилась в Петербург, куда прибыла в декабре 1902 года. Э. В. Толль с тремя спутниками оста лись где-то севернее Новосибирских островов. Судьба этих отважных исследовате лей пока еще была неизвестна. Лейтенант Колчак на острове Беннета О днако офицеры экспедиции Ф. А. Матисен и А. В. Колчак не теряли надежды на спасение попавших в беду товарищей. По возвращении в Петербург лейте нант Колчак буквально через несколько дней сделал срочный доклад об итогах экс педиции и призвал руководителей Академии наук выделить ему необходимые сред ства —минимальную сумму для организации спасательной экспедиции. Адмирал С. О. Макаров со свойственной ему решительностью тут же предложил отправить ся на «Ермаке» на помощь оставшимся на необитаемых островах исследователям, но его не поддержали —было слишком рискованно обречь большое судно и сотни людей на вынужденную зимовку в арктических льдах. А главное, на пути в далёкий и трудный поход не было ни одной промежуточной базы с запасами угля. Необходимо отметить, что реакция руководителей Академии наук на призыв лейтенанта Колчака оказалась скорой и положительной. Было принято решение создать спасательную партию под его руководством и весной—летом 1903 года попытаться найти группу Э. В. Толля и оказать им помощь. Получив согласие, Александр Колчак начал энергично заниматься организацией спасательной партии. Уже менее, чем через месяц, в январе 1903 года, он отправился из Петербурга в Архангельск. Дело в том, что академик Ф. Н. Чернышев —сам полярный исследо ватель, настоятельно рекомендовал Колчаку взять себе в помощники для такого рискованного похода 4-5 мезенских промышленников-зверобоев —людей крепких, невероятно выносливых и отважных для работы в арктических льдах. В результате этой поездки и была сформирована спасательная партия: руководитель лейтенант Колчак, четыре мезенца-зверобоя и два военных моряка, всего семь человек. На долю этих мужественных людей выпал труднейший путь: на лошадях, оле нях, собаках, а где и пешком в разгар сибирской зимы. От Архангельска почти через всю Сибирь —«неведомую, дикую, седую», какой представлялась она в народном сказании, до устья Лены пробирались путешественники. Морозы достигали сорока градусов, а поездка продолжалась почти четыре месяца. 5 мая 1903 года Александр Колчак со своими спутниками прибыл в Тикси. После небольшого отдыха моряки сняли со стоявшей в бухте на зимовке «Зари» судовой вельбот, поставили и закрепили его на двойные оленьи нарты и, завершив необходимые приготовления, отправились на Новосибирские острова. По заснежен ной тундре, морским льдам, через торосы и трещины во льдах люди вместе с собака ми тащили нарты с тяжелым вельботом и припасами. Наконец, достигли острова Котельный в архипелаге Новосибирских островов. Закончился так называемый «санный» путь. Здесь спасательной партии предстояли небольшой отдых и подго товка к морскому походу. Во второй половине июня, когда льды береговых припаев взломало и немного разнесло ветрами и течением, лейтенант Колчак с помощниками отправился на 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz