Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ка экспедиции, попавшего в бедственное положение на острове Беннета осенью 1902 года. Но... случилось то, что случилось, —к несчастью для всей экспедиции. После ухода с судна Коломейцева капитаном «Зари» стал лейтенант Матисен — тоже, кстати, достойный морской офицер. Но, в отличие от Николая Николаевича Коло­ мейцева, Фёдор Андреевич Матисен по характеру был более исследователь, путе­ шественник, нежели природный лидер и строевой командир. А что касается дальнейшей судьбы лейтенанта Коломейцева, то он не единож­ ды проявил себя боевым, отважным морским офицером. Известны его блестящие командирские способности и боевые подвиги на морских театрах русско-японской и Первой мировой войн. Так, в печально известном морском сражении русской эс­ кадры с японским флотом в 1905 году капитан 2-го ранга Коломейцев, командуя эскадренным миноносцем «Буйный», под ураганным огнём японцев лихо подошёл к гибнущему флагманскому кораблю русской эскадры «Князь Суворов» и на боль­ шом волнении моря сумел снять с броненосца командующего эскадрой, раненого адмирала Рожественского со штабом, а также несколько судовых раненых офице­ ров. Этот геройский подвиг капитана Коломейцева отмечали с восхищением даже враги —моряки японского флота. А в годы Первой мировой войны, уже в чине контр-адмирала, Н. Н. Колмейцев, командуя бригадой крейсеров Балтийского флота, проводил успешные боевые опе­ рации против соединений немецких кораблей и осуществлял дерзкие, внезапные набеги на береговые вражеские коммуникации. Правда, Николай Николаевич и тут успел «не сойтись» характером с командующим Балтийским флотом адмиралом И. О. Эссеном, тоже отважным и весьма суровым морским начальником. Здесь опять, как говорят, нашла коса на камень! Командир крейсеров Коломейцев даже пытался подать рапорт об отставке, но мудрый Николай Оттович Эссен, зная великолепные моряцкие и боевые качества подчинённого, уладил этот неприятный конфликт. И адмирал Коломейцев —«весьма сердитый и дерзкий господин», как его нередко величали береговые чиновники морского ведомства, активно и достойно служил флоту и Отечеству. Кстати, капитан Коломейцев еще до Первой мировой войны командовал, правда, недолго, ледоколом «Ермак». Но тут мы, дорогой читатель, не­ много отклонились от главной темы нашего повествования. Старшим офицером «Зари» был назначен лейтенант Александр Колчак. Да, тот самый, который через 15 лет стал командующим Черноморским флотом, а в 1918 году был провозглашён главнокомандующим и Верховным правителем Рос­ сии. Правда, его новое положение «Верховного» продолжалось недолго. В январе 1920 года Александр Васильевич Колчак был арестован и расстрелян по приговору Иркутского ревкома. И можно только сожалеть о том, что Российский флот поте­ рял выдающегося боевого адмирала, а российская наука —талантливого полярного исследователя. Первая зимовка яхты «Заря» продолжалась почти 11 месяцев. Судно освободи­ лось от ледового плена только в конце августа 1901 года, и экспедиция отправилась далее на восток к Новосибирским островам. Теперь возникла новая, весьма острая проблема —подходили к концу запасы угля, неожиданно быстро израсходованного в прошлую навигацию. Первого сентября 1901 года «Заря» прошла мыс Челюскин. Заметим, что официально это была первая полярная российская экспедиция, обо­ гнувшая морем мыс Челюскин и прошедшая из Карского в море Лаптевых. Далее путь «Зари» лежал к предполагаемому месту нахождения Земли Санникова. Труд­ но и медленно, но экспедиция всё же продвигалась к своей главной цели. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz