Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
ка экспедиции, попавшего в бедственное положение на острове Беннета осенью 1902 года. Но... случилось то, что случилось, —к несчастью для всей экспедиции. После ухода с судна Коломейцева капитаном «Зари» стал лейтенант Матисен — тоже, кстати, достойный морской офицер. Но, в отличие от Николая Николаевича Коло мейцева, Фёдор Андреевич Матисен по характеру был более исследователь, путе шественник, нежели природный лидер и строевой командир. А что касается дальнейшей судьбы лейтенанта Коломейцева, то он не единож ды проявил себя боевым, отважным морским офицером. Известны его блестящие командирские способности и боевые подвиги на морских театрах русско-японской и Первой мировой войн. Так, в печально известном морском сражении русской эс кадры с японским флотом в 1905 году капитан 2-го ранга Коломейцев, командуя эскадренным миноносцем «Буйный», под ураганным огнём японцев лихо подошёл к гибнущему флагманскому кораблю русской эскадры «Князь Суворов» и на боль шом волнении моря сумел снять с броненосца командующего эскадрой, раненого адмирала Рожественского со штабом, а также несколько судовых раненых офице ров. Этот геройский подвиг капитана Коломейцева отмечали с восхищением даже враги —моряки японского флота. А в годы Первой мировой войны, уже в чине контр-адмирала, Н. Н. Колмейцев, командуя бригадой крейсеров Балтийского флота, проводил успешные боевые опе рации против соединений немецких кораблей и осуществлял дерзкие, внезапные набеги на береговые вражеские коммуникации. Правда, Николай Николаевич и тут успел «не сойтись» характером с командующим Балтийским флотом адмиралом И. О. Эссеном, тоже отважным и весьма суровым морским начальником. Здесь опять, как говорят, нашла коса на камень! Командир крейсеров Коломейцев даже пытался подать рапорт об отставке, но мудрый Николай Оттович Эссен, зная великолепные моряцкие и боевые качества подчинённого, уладил этот неприятный конфликт. И адмирал Коломейцев —«весьма сердитый и дерзкий господин», как его нередко величали береговые чиновники морского ведомства, активно и достойно служил флоту и Отечеству. Кстати, капитан Коломейцев еще до Первой мировой войны командовал, правда, недолго, ледоколом «Ермак». Но тут мы, дорогой читатель, не много отклонились от главной темы нашего повествования. Старшим офицером «Зари» был назначен лейтенант Александр Колчак. Да, тот самый, который через 15 лет стал командующим Черноморским флотом, а в 1918 году был провозглашён главнокомандующим и Верховным правителем Рос сии. Правда, его новое положение «Верховного» продолжалось недолго. В январе 1920 года Александр Васильевич Колчак был арестован и расстрелян по приговору Иркутского ревкома. И можно только сожалеть о том, что Российский флот поте рял выдающегося боевого адмирала, а российская наука —талантливого полярного исследователя. Первая зимовка яхты «Заря» продолжалась почти 11 месяцев. Судно освободи лось от ледового плена только в конце августа 1901 года, и экспедиция отправилась далее на восток к Новосибирским островам. Теперь возникла новая, весьма острая проблема —подходили к концу запасы угля, неожиданно быстро израсходованного в прошлую навигацию. Первого сентября 1901 года «Заря» прошла мыс Челюскин. Заметим, что официально это была первая полярная российская экспедиция, обо гнувшая морем мыс Челюскин и прошедшая из Карского в море Лаптевых. Далее путь «Зари» лежал к предполагаемому месту нахождения Земли Санникова. Труд но и медленно, но экспедиция всё же продвигалась к своей главной цели. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz