Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

об открытии этой очень желанной земли. Кста­ ти, в целях более подробного ознакомления с условиями плавания в Ледовитом океане и природой многолетних арктических льдов Эдуард Васильевич по приглашению адмира­ ла С. О. Макарова ходил на «Ермаке» в нави­ гацию 1899 года в район Шпицбергена, где ледокол проводил ходовые испытания в поляр­ ных льдах. А подготовка к экспедиции шла своим чередом. Было закуплено специальное судно «Заря» —сравнительно крепкая, приспособлен­ ная для плавания во льдах зверобойная шхуна, вероятно, для изящества названная яхтой. Её грузоподъёмность составляла около 440 тонн. Шхуна имела паровую машину и парусное во­ оружение. Для своего времени это было, разуме­ ется, не новое, но вполне надёжное судно. Было принято решение обеспечить участников экспе­ диции трёхгодичным запасом продовольствия, необходимым снаряжением и средствами для ведения научно-исследовательских работ. По общему мнению специалистов-полярников экспедиция была подготовлена и снаряжена вполне удовлетворительно во всех отношениях. Кроме Эдуарда Толля в состав экспедиции входили: зоолог Бялыницкий- Бируля, астроном Ф. Зееберг, врач Г. Вольтер, а также морские офицеры: капитан яхты Н. Коломейцев, старший офицер Ф. Матисен и гидролог-гидрограф А. Кол­ чак. Всего на борту «Зари» отправлялись в плавание 20 человек. Кстати, по настоя­ нию офицеров рядовой состав экипажа полностью состоял из военных моряков, хотя официально это мероприятие именовалось как Полярная экспедиция Российской Академии наук для открытия Земли Санникова. 21 июня 1900 года «Заря» отправилась из Петербурга в далёкое и ответствен­ ное плавание. Как оказалось позднее, это, к несчастью, было начало последней экспедиции Эдуарда Васильевича Толля. Он записал в тот день в своём дневнике: «...положено начало экспедиции, которой я так долго добивался». В начале августа 1900 года яхта «Заря» прошла Югорский Шар и оказалась на просторах Карского моря. Эдуард Толль планировал достичь в эту навигацию мыса Челюскин и прове­ сти зимовку в море Лаптевых. Известно, что план экспедиции был разработан её начальником профессионально, подробно и обоснованно. В частности, он предусматривал две зимовки. Первую — предпочтительнее за мысом Челюскин, около северо-восточного побережья Тай­ мыра. Здесь исследователь-геолог Толль рассчитывал подробнее изучить северную ■ часть Таймырского полуострова. Вторая зимовка была предопределена так, чтобы «Заря» прошла к северу от Новосибирских островов и, если позволят ледовые условия, высадила научную груп­ пу для обследования Земли Санникова, а судно планировалось отвести на зимовку Э. В. Толль на острове Беннета, 1902 г. Ист.: М. И. Белов. По следам полярных экспедиций. —JI., 1977. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz