Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
ледствии поручик корпуса флотских штурманов — активный участник экспедиции капитан-лейтенан та М. Ф. Рейнеке, которая в течение четырёх лет (1826—1830) работала по описи побережья Белого моря. Знакомые фамилии —приятно, и... как видно, мы оказались не первыми в тех суровых полярных морях. После завершения работ экспедиции капитан- лейтенанта Ф. П. Литке у Новой Земли гидрогра фические работы в Белом и восточной части Барен цева моря, естественно, не закончились. Позднее там проводили исследования еще несколько экспедиций под руководством М. Ф. Рейнеке, П. К. Пахтусова, А. К. Цивольки, П. И. Крузенштерна, И. Ф. Ивано ва. Они тоже выполнили обширный и важный объём работ по дальнейшему исследованию и изучению островов Новая Земля. Кроме того, моряки-гидро графы производили детальные, уточнённые инстру ментальные съёмки побережья Белого моря, юго-восточной части Баренцева и юго- западной части Карского морей, полуострова Ямал, острова Колгуев и северной части Кольского полуострова —Мурманского побережья. И всё же, несмотря на самоотверженные усилия отважных и искусных морских офицеров-гидрографов по описанию обширных северных территорий в целях обес печения безопасного плавания вдоль побережья Сибири, активного развития, соб ственно Российского арктического торгового и промыслового мореплавания не про изошло. Наоборот, судоходство на Севере, начиная со второй половины XIX века, стало приходить в упадок. В связи с серьёзными экономическими, политическими и военными проблемами, в частности, Крымской войной, правительство не уделяло должного внимания вопросам дальнейшего изучения, освоения и обустройств се верных окраин Российской империи. А вследствие ослабления российских позиций в Арктике, естественно, активи зировалось присутствие в северных водах России иностранных предпринимателей. Здесь всё чаще стали появляться различные европейские экспедиции, а за ними промысловые, рыболовные и зверобойные суда Норвегии, Швеции, Дании, Герма нии, Австрии —всех не перечесть. Шведское правительство в 1871 году обратилось к России с заявлением... о желании присоединить к своим северным территориям острова Шпицберген и Медвежий. Это намерение они мотивировали тем, что Шпиц берген якобы давно уже оставлен русскими и теперь он практически необитаем. И российский Грумант-Шпицберген постепенно «поплыл» под шведский, а позднее под норвежский флаги. В конце XIX и начале XX веков иностранные суда уже практически беспрепят ственно плавали в российских водах Баренцева и Карского морей. И в то же время совершенно не развивались отечественные транспортные связи даже на наиболее близком и перспективном участке между европейской частью страны и устьями сибирских рек Оби и Енисея. Шведский учёный-исследователь, путешественник А. Э. Норденшельд, дважды плававший из европейских портов на Енисей, еще в 1869 году написал по этому поводу: «Мне кажется странным, что вопрос о торго вом сообществе между Атлантическим океаном и устьями Оби и Енисея давно уже Капитан Ф. П. Литке 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz