Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ледствии поручик корпуса флотских штурманов — активный участник экспедиции капитан-лейтенан­ та М. Ф. Рейнеке, которая в течение четырёх лет (1826—1830) работала по описи побережья Белого моря. Знакомые фамилии —приятно, и... как видно, мы оказались не первыми в тех суровых полярных морях. После завершения работ экспедиции капитан- лейтенанта Ф. П. Литке у Новой Земли гидрогра­ фические работы в Белом и восточной части Барен­ цева моря, естественно, не закончились. Позднее там проводили исследования еще несколько экспедиций под руководством М. Ф. Рейнеке, П. К. Пахтусова, А. К. Цивольки, П. И. Крузенштерна, И. Ф. Ивано­ ва. Они тоже выполнили обширный и важный объём работ по дальнейшему исследованию и изучению островов Новая Земля. Кроме того, моряки-гидро­ графы производили детальные, уточнённые инстру­ ментальные съёмки побережья Белого моря, юго-восточной части Баренцева и юго- западной части Карского морей, полуострова Ямал, острова Колгуев и северной части Кольского полуострова —Мурманского побережья. И всё же, несмотря на самоотверженные усилия отважных и искусных морских офицеров-гидрографов по описанию обширных северных территорий в целях обес­ печения безопасного плавания вдоль побережья Сибири, активного развития, соб­ ственно Российского арктического торгового и промыслового мореплавания не про­ изошло. Наоборот, судоходство на Севере, начиная со второй половины XIX века, стало приходить в упадок. В связи с серьёзными экономическими, политическими и военными проблемами, в частности, Крымской войной, правительство не уделяло должного внимания вопросам дальнейшего изучения, освоения и обустройств се­ верных окраин Российской империи. А вследствие ослабления российских позиций в Арктике, естественно, активи­ зировалось присутствие в северных водах России иностранных предпринимателей. Здесь всё чаще стали появляться различные европейские экспедиции, а за ними промысловые, рыболовные и зверобойные суда Норвегии, Швеции, Дании, Герма­ нии, Австрии —всех не перечесть. Шведское правительство в 1871 году обратилось к России с заявлением... о желании присоединить к своим северным территориям острова Шпицберген и Медвежий. Это намерение они мотивировали тем, что Шпиц­ берген якобы давно уже оставлен русскими и теперь он практически необитаем. И российский Грумант-Шпицберген постепенно «поплыл» под шведский, а позднее под норвежский флаги. В конце XIX и начале XX веков иностранные суда уже практически беспрепят­ ственно плавали в российских водах Баренцева и Карского морей. И в то же время совершенно не развивались отечественные транспортные связи даже на наиболее близком и перспективном участке между европейской частью страны и устьями сибирских рек Оби и Енисея. Шведский учёный-исследователь, путешественник А. Э. Норденшельд, дважды плававший из европейских портов на Енисей, еще в 1869 году написал по этому поводу: «Мне кажется странным, что вопрос о торго­ вом сообществе между Атлантическим океаном и устьями Оби и Енисея давно уже Капитан Ф. П. Литке 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz